Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова

Сказка о побеге длиною в жизнь — «Пер Гюнт» в Челябинском театре драмы

Челгид. Все развлечения Челябинска 16.12.2025 - автор Ксения Шумина

Манипулятор и лжец, бросающий женщин и промотавший жизнь в авантюрах. Именно таков на первый взгляд герой легендарной пьесы Генрика Ибсена. Но «Пер Гюнт» не был бы востребован на сценах всего мира уже более полутора веков, не будь тут бесконечного количества смыслов и слоев. Как же поставили эту четырехчасовую сказку в Челябинском театре драмы? «Челгид» побывал на премьере и делится впечатлениями.

— Хочешь. Сказка. Начало. Ребенок. Солнце. Жажда. Жизнь. Смерть. Мать. Дьявол. Свобода...

Эти слова на норвежском языке произносит старуха в традиционных скандинавских одеждах (Валентина Качурина). Ломким, тонким голосом, далеким от реальности. На нее смотрит старик (Борис Петров). Они приближаются друг к другу, залитые тусклым светом.

Начало спектакля «Пер Гюнт» | 
Фото: Андрей Ткаченко

Эта медитативное начало длится, кажется, невыносимо долго, но затем черный занавес улетает ввысь и мы видим камни, скалы, убогую лачугу и... молодого Пера Гюнта (Антон Марьинских), который скачет как олень и про оленя же придумывает всякие небылицы, чтобы объяснить матери, почему сыночка не было несколько дней. Мать Осе (Татьяна Власова), однако, не верит Перу, машет ружьем и изрыгает проклятия — вырос такой же шут и юродивый, как его папаша, пустивший семью по ветру!

Актеры Антон Марьинских и Татьяна Власова  | 
Фото: Андрей Ткаченко

Все первое действие, длящееся без малого два часа, Пер Гюнт, по заветам и близко к тексту пьесы Ибсена, будет троллить и причинять неприятности всем вокруг. Отобьет на свадьбе и соблазнит не нужную ему девчонку Ингрид (Ольга Побродилина), окажется в логове Короля Троллей (Владислав Коченда), замутит там с его дочерью (Екатерина Зенцова) и сам станет полутроллем (ему не привыкать). Но главное — познакомится с ангелоподобной Сольвейг (Анастасия Корень).

Пер Гюнт и Ингрид | 
Фото: Андрей Ткаченко
В логове троллей | 
Фото: Андрей Ткаченко

Все это великолепно сделано визуально — художник-постановщик Константин Соловьев, художник по костюмам Стефания Граурогкайте, хореограф Мария Грейф создают настоящий мир старой Норвегии перед промышленной революцией. Глубина сцены, свет, минималистичные, но при этом детализированные декорации — зрителям буквально становится холодно, как в норвежском скалистом лесу.

Сцены танцев завораживают | 
Фото: Андрей Ткаченко
Пер Гюнт шокирует целую деревню, уведя Ингрид  | 
Фото: Андрей Ткаченко

Первой действие — безусловно, бенефис Антона Марьинских, который идеально подходит на роль Пера Гюнта. Во-первых, он действительно красив — той льдистой скандинавской остротой, так нужной для этого образа, но смешанной с нежностью анфан терибль, объясняющей, отчего в несносного тролля все влюбляются с первого взгляда. Во-вторых, танцевальные и пластические эпизоды, проявляющие горячность и себялюбие героя, даются артисту без проблем — язык тела уровня бог. «Сам себе буду королем», — орет в истерике Пер, загибаясь и выворачиваясь в пружину. И ему веришь.

Актер Антон Марьинских | 
Фото: Андрей Ткаченко
Пер Гюнт может быть и романтичным  | 
Фото: Андрей Ткаченко

Так, собственно, о ком и чем спектакль? Трактовок «Пера Гюнта» — великое множество: от воспевания норвежского фольклора до разоблачительной саги о типичном представителе нового времени. Кто он? Лжец и манипулятор? А почему тогда зритель должен хоть каплю ему сочувствовать? Нет, постановщик Денис Хуснияров делает историю о человеке, который с самого рождения из своих грез никогда и не выходил: «Это гений фантазии, который живет в придуманных мамой сказках. Они спасают его от действительности, потому что, очутись он в реальности, наверное, сразу бы погиб». Да, мама Осе создала для любимого сына сказку, и уходя, она наносит ему еще одну травму. Он испугается троллей, бросит Сольвейг, сбежит и станет авантюристом.

Сольвейг — актриса Анастасия Корень | 
Фото: Андрей Ткаченко
Сцена смерти Осе | 
Фото: Андрей Ткаченко

Во втором действии (также идет почти два часа) зритель видит Пера Гюнта сначала в зрелости (Михаил Гребень). Он был контрабандистом и работорговцем, объехал весь мир и стал легендой. Интонация пьесы тут практически теряется — мы слышим нотки телешоу с секретами успешного успеха, и удивительно, но это не рушит ткань спектакля, а лишь укрепляет ее, в хорошем смысле осовременивая.

Актер Михаил Гребень — Пер Гюнт в зрелости | 
Фото: Андрей Ткаченко

Он поговорит со сфинксом, повстречает в песках загадочную красотку Анитру, попадет в психбольницу, на корабль, терпящий крушение, едва выживет, но будет стоять на своем: «Я только хочу быть самим собой». Психопат? Социальный отщепенец? Да, но и, не забываем, фантазер.

Сцена в психбольнице | 
Фото: Андрей Ткаченко

В финале мы увидим Пера в старости — народный артист России Борис Петров замыкает великолепное актерское трио. Гюнт вернется в родную деревню, побывает на похоронах старого приятеля, придет в свою лачугу и вновь встретит загадочного пуговичника, которого видел и раньше. Можно ли переплавить душу, подобно пуговице, чтобы обрести самое себя?.. А точнее — нужно ли?

«Я буду жить», — уверен Пер Гюнт и на пороге финала | 
Фото: Андрей Ткаченко
Пуговичник — актер Николай Осминов | 
Фото: Андрей Ткаченко

Побег длиною в жизнь заканчивается тем, что видел зритель в первой сцене — таким образом с самого начала нам показали, что все это было не напрасно. Сквозь норвежский колорит и козни троллей, запредельную громкость некоторых сцен и тонны текста спектакль Челябинского театра драмы ведет к простой мысли: любовь лучше всего, даже лучше огня, преображает душу. Да, вероятно, четыре часа идти к такому финалу непросто — но, знаете ли, поиски настоящей любви обычно тоже не коротки.

Старуха Сольвейг — актриса Валентина Качурина | 
Фото: Андрей Ткаченко