«Ревизор» Николая Гоголя в постановке народного артиста России Александра Зыкова — апрельская премьера в театре драмы им. Наума Орлова.
«К нам едет ревизор!» После этой фразы у многих руководящих работников случается сердечный приступ. Коллектив любой организации приходит в ужас и замешательство, начинается спешное облагораживание действительности.
«Ревизор» Зыкова — это, в первую очередь, о людях. Да, и среди чиновников, оказывается, есть люди, а не только напыщенные костюмы. Сюжет Гоголя прошел проверку временем и с честью устоял. Никогда еще так актуально не звучали со сцены знаменитые сатирические фразы великого писателя.

Политический бомонд провинциального города N встречается с ярким Хлестаковым и начинает мечтать. Насколько прекрасной станет жизнь после того, как удастся понравиться новому ревизору! Каждый фантазирует на все деньги, как говорится. Но чем выше выстраиваются восхитительные воздушные замки, тем больнее возвращаться к обыденной жизни.
Хлестаков внушает надежды, сулит горы золотые каждому. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (артист Владислав Коченда) вместе с супругою Анной Андреевной (Ольга Рождественская) мысленно уже наносит визиты первым лицам в Санкт-Петербурге, гордится родством со значительным человеком. Дочка их Марья Антоновна (Анастасия Корень) видит себя великолепной светской дамой.

Комедия Николая Гоголя «Ревизор» — о превратностях судьбы регионального чиновника, о предвкушении встречи с великолепным столичным функционером. Желание угодить, порадовать, грамотное следование всем прихотям залетного петербургского сановника видится залогом успеха каждого столоначальника.
Александр Зыков — мастер классической школы режиссуры. Поэтому, если автор пьесы указывает на титуле «комедия», то надо ставить трагедию. А страшно смешно зрителям станет в процессе.
Знаменитый Хлестаков у Зыкова совершенно обычный адекватный человек. Есть у него свои приемы взаимодействия с обществом, но не сказать что сильно необыкновенные. Хлестаков мастерски отзеркаливает окружающую обстановку. Говорит только то, что хотят услышать внимательные жители города N. Согласитесь, и в наше время многие так делают. Стремление угадать, угодить, сказать правильные слова, подстроиться под обстоятельства часто перевешивает доводы разума. Практически каждый человек ищет «где лучше», стремится к личной выгоде.

Вот и современный Хлестаков, в образе которого предстает перед публикой артист Дмитрий Олейников, ведет себя подобным образом. Так что наш Хлестаков отнюдь не идиот, а продуманный, разумный современный молодой человек. Конечно, он не прочь и прихвастнуть при случае, и шикарный павлиний хвост распустить. Но его возвели на этот пьедестал, и он решил, так сказать, воспользоваться ситуацией. Кто в наше глубоко коммерциализированное время поступил бы иначе?
— Гоголь, в отличие от Салтыкова-Щедрина, всем своим персонажам сочувствует, — размышляет режиссер Александр Зыков. — Каждого героя автор понимает, оправдывает его действия. Поэтому у нас и финал изменился. Герои растеряны, все оказались в дурацком положении. Они наконец-то понимают, насколько бездарно проходит их жизнь, на что тратят свои силы и средства. Хлестаков становится своеобразным триггером для тихого провинциального общества.

На сцене минимум декораций. Внимательный зритель сможет сосчитать их и не собьется. Две вертикальные колонны с поперечной балкой становятся символом мечтаний и подъема на невероятную высоту социальной лестницы. Подъем в прямом смысле слова, кстати. В одной из сцен артисты взмывают над серой обыденностью.
Зыков бросает вызов каждому артисту. Некуда спрятаться, все внимание приковано только к действующим лицам. Артист неприкрытый, голый, незащищенный. Каждый играет в полную силу. При распределении ролей Дмитрий Олейников не ожидал, что режиссер увидит его именно в роли Хлестакова.
— Хлестаков любит жизнь как данность, — рассказывает артист Дмитрий Олейников. — Он живет здесь и сейчас, не думая о последствиях, не считаясь с моральными принципами, не думая об окружающих. Мне сложно оправдывать таких персонажей, но режиссер меня убедил. И в отличие от традиционных постановок, у нас Хлестаков не главный герой.

Сильный актерский ансамбль удалось собрать Александру Зыкову. Зыков пять лет проработал главным режиссером нашего театра, знает сильные и слабые стороны каждого артиста.
Невозможно забыть колоритных персонажей «Ревизора». Вечно сомневающийся, нервный попечитель богоугодных заведений Земляника (артист Константин Иванов). Убедительный почтмейстер Шпекин (артист Сергей Алешко). Колоритный судья Ляпкин-Тяпкин (артист Владимир Жилинский). Нежный смотритель училищ Хлопов (артист Евгений Болтнев). Не оставит равнодушным и слуга Хлестакова, пожилой Осип (артист Борис Петров).

Но с особенным восхищением публика встречает каждое появление на сцене пары помещиков — Бобчинского (Михаил Гребень) и Добчинского (Сергей Исмаилов). В оригинале автор описывает их почти как близнецов, чего не скажешь о наших героях. Они абсолютные антиподы, но исключительно дополняют друг друга.
Александр Зыков из пяти действий знаменитой комедии оставил немного. Из нового прочтения нетленного сюжета исчезли многие культовые сцены, в том числе и финальная немая сцена.

— Мир человеческих фантазий куда богаче самой прекрасной реальности, — объясняет Александр Зыков. — Поэтому самый суровый приговор выносят себе сами герои пьесы, не автор. Я просил актеров в финале не играть смех. Они как будто впервые увидели свое отражение в зеркале без всякой мишуры, без прикрас. Это очень важно.
Постановка неоднозначная. Кто-то видит скрытые смыслы, а кто-то ругает режиссерские купюры. В любом случае, новый «Ревизор» — это событие. Столетия будут следовать одно за другим, а гоголевский шедевр будет продолжать торжествовать. Человеческие характеры с античных времен и до наших дней ничуть не изменились, а значит, и великий психолог Гоголь будет вечно смеяться над людскими причудами.

Итак, господа, к нам прибыл «Ревизор»!
«Ревизор» Зыкова — это, в первую очередь, о людях. Да, и среди чиновников, оказывается, есть люди, а не только напыщенные костюмы. Сюжет Гоголя прошел проверку временем и с честью устоял. Никогда еще так актуально не звучали со сцены знаменитые сатирические фразы великого писателя.

Политический бомонд провинциального города N встречается с ярким Хлестаковым и начинает мечтать. Насколько прекрасной станет жизнь после того, как удастся понравиться новому ревизору! Каждый фантазирует на все деньги, как говорится. Но чем выше выстраиваются восхитительные воздушные замки, тем больнее возвращаться к обыденной жизни.
Хлестаков внушает надежды, сулит горы золотые каждому. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (артист Владислав Коченда) вместе с супругою Анной Андреевной (Ольга Рождественская) мысленно уже наносит визиты первым лицам в Санкт-Петербурге, гордится родством со значительным человеком. Дочка их Марья Антоновна (Анастасия Корень) видит себя великолепной светской дамой.

Комедия Николая Гоголя «Ревизор» — о превратностях судьбы регионального чиновника, о предвкушении встречи с великолепным столичным функционером. Желание угодить, порадовать, грамотное следование всем прихотям залетного петербургского сановника видится залогом успеха каждого столоначальника.
Александр Зыков — мастер классической школы режиссуры. Поэтому, если автор пьесы указывает на титуле «комедия», то надо ставить трагедию. А страшно смешно зрителям станет в процессе.
Знаменитый Хлестаков у Зыкова совершенно обычный адекватный человек. Есть у него свои приемы взаимодействия с обществом, но не сказать что сильно необыкновенные. Хлестаков мастерски отзеркаливает окружающую обстановку. Говорит только то, что хотят услышать внимательные жители города N. Согласитесь, и в наше время многие так делают. Стремление угадать, угодить, сказать правильные слова, подстроиться под обстоятельства часто перевешивает доводы разума. Практически каждый человек ищет «где лучше», стремится к личной выгоде.

Вот и современный Хлестаков, в образе которого предстает перед публикой артист Дмитрий Олейников, ведет себя подобным образом. Так что наш Хлестаков отнюдь не идиот, а продуманный, разумный современный молодой человек. Конечно, он не прочь и прихвастнуть при случае, и шикарный павлиний хвост распустить. Но его возвели на этот пьедестал, и он решил, так сказать, воспользоваться ситуацией. Кто в наше глубоко коммерциализированное время поступил бы иначе?
— Гоголь, в отличие от Салтыкова-Щедрина, всем своим персонажам сочувствует, — размышляет режиссер Александр Зыков. — Каждого героя автор понимает, оправдывает его действия. Поэтому у нас и финал изменился. Герои растеряны, все оказались в дурацком положении. Они наконец-то понимают, насколько бездарно проходит их жизнь, на что тратят свои силы и средства. Хлестаков становится своеобразным триггером для тихого провинциального общества.

На сцене минимум декораций. Внимательный зритель сможет сосчитать их и не собьется. Две вертикальные колонны с поперечной балкой становятся символом мечтаний и подъема на невероятную высоту социальной лестницы. Подъем в прямом смысле слова, кстати. В одной из сцен артисты взмывают над серой обыденностью.
Зыков бросает вызов каждому артисту. Некуда спрятаться, все внимание приковано только к действующим лицам. Артист неприкрытый, голый, незащищенный. Каждый играет в полную силу. При распределении ролей Дмитрий Олейников не ожидал, что режиссер увидит его именно в роли Хлестакова.
— Хлестаков любит жизнь как данность, — рассказывает артист Дмитрий Олейников. — Он живет здесь и сейчас, не думая о последствиях, не считаясь с моральными принципами, не думая об окружающих. Мне сложно оправдывать таких персонажей, но режиссер меня убедил. И в отличие от традиционных постановок, у нас Хлестаков не главный герой.

Сильный актерский ансамбль удалось собрать Александру Зыкову. Зыков пять лет проработал главным режиссером нашего театра, знает сильные и слабые стороны каждого артиста.
Невозможно забыть колоритных персонажей «Ревизора». Вечно сомневающийся, нервный попечитель богоугодных заведений Земляника (артист Константин Иванов). Убедительный почтмейстер Шпекин (артист Сергей Алешко). Колоритный судья Ляпкин-Тяпкин (артист Владимир Жилинский). Нежный смотритель училищ Хлопов (артист Евгений Болтнев). Не оставит равнодушным и слуга Хлестакова, пожилой Осип (артист Борис Петров).

Но с особенным восхищением публика встречает каждое появление на сцене пары помещиков — Бобчинского (Михаил Гребень) и Добчинского (Сергей Исмаилов). В оригинале автор описывает их почти как близнецов, чего не скажешь о наших героях. Они абсолютные антиподы, но исключительно дополняют друг друга.
Александр Зыков из пяти действий знаменитой комедии оставил немного. Из нового прочтения нетленного сюжета исчезли многие культовые сцены, в том числе и финальная немая сцена.

— Мир человеческих фантазий куда богаче самой прекрасной реальности, — объясняет Александр Зыков. — Поэтому самый суровый приговор выносят себе сами герои пьесы, не автор. Я просил актеров в финале не играть смех. Они как будто впервые увидели свое отражение в зеркале без всякой мишуры, без прикрас. Это очень важно.
Постановка неоднозначная. Кто-то видит скрытые смыслы, а кто-то ругает режиссерские купюры. В любом случае, новый «Ревизор» — это событие. Столетия будут следовать одно за другим, а гоголевский шедевр будет продолжать торжествовать. Человеческие характеры с античных времен и до наших дней ничуть не изменились, а значит, и великий психолог Гоголь будет вечно смеяться над людскими причудами.

Итак, господа, к нам прибыл «Ревизор»!