Спектакль "Собачье сердце", Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова, режиссёр Дарья Догадова.
Победа над старостью или евгеника?
Элексир вечной молодости - звучит заманчиво и прибыльно. Начинается спектакль необычно, зритель видит немощного старика, которого на инвалидном кресле завозит в операционную молодой человек. Слабыми руками старик держит книгу, плохо было видно, но думаю, что это Библия или молитвенник. Молодой человек, он же доктор Борменталь, отбирает книгу у скованного немощью профессора Преображенского и закрывает двери операционной. Через несколько секунд из операционной выходит господин Борменталь, а за ним грациозно выходит подтянутый, полный сил Филипп Филиппович Преображенский.
Многие смотрели прекрасный фильм режиссёра В. Бортко "Собачье сердце". В нём профессор солидный, но милый дедушка. Он добродушный и человечный, умный и воспитанный несмотря на то, что бывает резок и грозен.
В спектакле зритель видит совершенно другого профессора. Денис Кирш в роли Филиппа Филипповича Преображенского похож скорее на Воланда из другого произведения великого классика. В начале спектакля профессор как ледяная непронецаемая глыба. С развитием сюжета он меняется. Его лютая самоуверенность пошатнулась с появлением Шарикова. В спектакле режессёр Дарья Догадова больше всего внимания уделяет Филиппу Филипповичу. Она акцентирует внимание зрителя на том, чем по сути зарабатывает Преображенский. Он же никого не лечит. Среди его клиентов нет больных людей. Профессор омолаживает своих богатеньких клиентов с помощью пересадки им половых органов обезьян. Так он омолаживает и мужчин, и женщин. При этом наставительно просит их о воздержании. Зачем? Дайте сладкоежке мешок конфет и просите его сладкое не есть. Он же прекрасно понимает зачем его посетителям молодость. Блуд. Женщине за 50 лет, и она не скрывает, что ей нужны яичники обезьяны, чтобы удержать любовника. А представительный мужчина хвастается перед Ф.Ф. Преображенским своим новым увлечением 16 лет от роду (у Булгакова молодой любовнице 14 лет, видимо в спектакле решили пожалеть психику зрителей). Владимир Зайцев великолепно сыграл развратного пациента и его кальсоны с кошками очень напоминали зайцев из PlayBoy.
Преображенский зарабатывает на пороке. Его отец кафедральный протоиерей точно бы не одобрил то, каким образом сын себе обеспечил сытую и красивую жизнь. Преображенский сам себе противоречит и это хорошо подчёркнуто в спектакле. Это не только советы о воздержании параллельно с операциями на половых органах. Он говорит, что ласка - единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. А много профессор ласкового сказал псу и потом Шарикову? Ни одного ласкового слова, только угрозы, требования, попрёки и издёвки.
Это шокирует, я перечитала после спектакля повесть "Собачье сердце" М.А. Булгакова. Кто же Преображенский? Интеллигент, как в фильме, или фанатик, как в спектакле?
У классика повесть начинается с рассуждений пса Шарика. Он мирится со своей горькой участью, но при этом пёс не зациклен на себе как Преображенский. Шарик с сочувствием рассуждает о "машинисточках в фильдиперсовых чулочках", которых любовники подвергают французской любви. Об этом в спектакле ни слова. А пёс Шарик сочувствует тем, для кого Преображенский создаёт новых извращенцев с половыми органами приматов.
В спектакле появляется новый герой - Дива (Ксения Зузнева). Она как ангел сопровождает то пса Шарика, то в минуты сомнения является к профессору Преображенскому. Эта же актриса играет многострадальную машинисточку.
В спектакле я не услышала проникновенный ночной диалог Борменталя и Преображенского, когда уже все маски сброшены. "Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой природы. И вот на омоложение нарвался," - говорит на страницах повести профессор Преображенский. Т.е. не для омоложения двухлетней собаки и превращиении её в щенка, профессор сделал свою уникальную операцию. Сверхлюди и недочеловеки вот что увлекало учёного. Люди, которые рождены управлять серой массой. Повесть "Собачье сердце" написана задолго до появления гитлеровской Германии, но насколько пророческой она получилась. Филипп Филиппович любит порядок, но любит ли он людей? Думаю, что нет. Господин Преображенский при взаимодействии с людьми принимает только повиновение и почтение. Станислав Масехнович в роли Борменталя всё время поддакивает Филиппу Филипповичу, он буквально заглядывает профессору в рот. Такое более чем почтительное отношение устраивает профессора. О прислуге и говорить нечего. Мария Трофимова в роли Зиночки нежная, добрая, пугливая, очаровательная и искренняя девушка. Татьяна Вяткина в роли Дарьи Петровны строгая и порядочная. Преклоняться перед учёным не согласны члены домкома, в частности - Швондер (Александр Бауэр). Профессор не раз грозится убить Швондера разными способами. Но товарищ Швондер ни разу не покушался на жизнь Преображенского. Светило отечественной медецины и редкий педант Филипп Филиппович приказывает Зиночке сжечь книгу, которую Шарикову дал Швондер. "Там, где сжигают книги, скоро будут гореть и люди" (Генрих Гейне).
"Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар," - говорит профессор. Этих откровений в разговоре господина Преображенского и доктора Борменталя мне не хватило в спектакле. Но это неважно. Потому что самое главное на мой взгляд то, что спектакль ломает образ Филипп Филипповича как дедушки божий одуванчик, реализованного в фильме.
Спектакль мне очень понравился. Много интересных деталей. Например, обезличивающая маска на актёре Антоне Марьинских, когда он стал Шариковым, смотрится ужасно. Ощущение, что над ним проводили опыты нацисты. Каждый раз, когда актёр смотрел в зал тошнотворное чувство подкатывало к горлу. Этот же актёр в роли непоседливого, искреннего и доброго Шарика вызывал улыбку. Тень собаки - очень интересное решение. Актёр прекрасно вжился в образ своего героя. И пёс Шарик и очеловеченный Шариков были правдивы.
Внешний лоск обитателей элитной квартиры контрастирует с операционной, которую можно спутать с камерой пыток, потому что в операционной свет не моргает.
На спектакль "Собачье сердце" советую всем сходить. Словами передать эмоции невозможно.