Пьеса «Доходное место» в принципе объединяет много любимых тем Островского. Тут вам и драма «бесприданницы», которую мать бы и рада спихнуть кому-то подороже; и конфликт личной свободы-несвободы (что-то близкое по духу можно найти и в «Грозе», и опять же в «Бесприданнице»); и, конечно беспощадное обличение всех взяточников и подхалимов. А во главе угла все же любовь. Или «любовь», потому что все герои понимают ее по-разному.
Вот пожилой чиновник Аристарх Владимирыч Вышневский удивляется: чего это его молодая жена все время недовольна? Он ей и дом, и дачу, и бриллианты с шелками — чего еще надо? «Отплатить за любовь обязан всякий, иначе самая бескорыстная любовь остынет», — провозглашает он свои принципы. Вот только супруга Анна Павловна с такими расценками не согласна.
Не согласен с героем и племянник Василий Жадов. Он чего-то вдруг хочет жить с чистой совестью да с душевным спокойствием. И с любимой Полиной, пусть она и бедна и глупа (как сама признается). Ее можно научить правильным вещам, верит он. И разрывает отношения с дядей — не нужны Жадову доходные места, не нужны унижение и сделки с совестью; а с милой, как говорится, рай и в шалаше.
Знаменитый режиссер Дмитрий Астрахан (уже ранее работавший с челябинским драмтеатром) героев воплощает яркими красками и крупными мазками — характеры очень экспрессивные, взрывные — не угадаешь, когда грянет.
Вот и Жадов то и дело то резко переходит на крик, то готов ввязаться в драку против толпы. То, напившись, вписывается в единственный столб на сцене.
Кажется, только с таким напором и силой можно бороться с льстецами и взяточниками, а их вокруг много. Тут и пожилой чиновник Аким Акимыч Юсов, и его молодой протеже и подражатель (у них при первом появлении даже одежда одинаковая) Онисим Белогубов.
Да и семейная идиллия легко трещит по швам вслед за дырой в кошельке. На Полину давят мама Фелисата Герасимовна (вот уж харизматичная мегера) и сестра Юлинька, невеста Белогубова, которая все хвастается новыми платьями...
«За что тебя любить? Очень нужно даром-то любить!» — бросает в лицо возлюбленному Полина. Ответ Жадова, в общем, прост: «Как даром? За любовь я тебе плачу любовью».
У каждого из персонажей цена за любовь своя. Так что пока одни ее считают в шляпках и жилетках, в бриллиантах и соболях — Жадов готов заплатить самую страшную цену, какую только может. Ведь, похоже, придется все-таки приползти к дядюшке за прощением и с просьбой выделить ему «доходное место»...
Дмитрий Астрахан постановку, бережно сохраняющую текст Островского, наполняет яркими деталями, выкручивает до предела. Чего только стоит носовой платок, который Белогубов сначала использует по назначению, а потом пытается применить к нежной ручке своей избранницы. Старательно этого, конечно, избегающей. И проговаривать даже не надо, что Белогубов ей противен (хоть и перспективен) — все показано броско и метко. Да и вообще, в постановке достаточно юмора и балагана (в хорошем смысле).
Актерские работы яркие, сочные, особенно отличается «старая» гвардия — Юсов (Владислав Коченда), Фелисата Герасимовна (Алла Несова), Вышневский (Алексей Мартынов) получились что надо. Да и остальные герои смотрятся органично. Притом характеры объемные, не лишены глубины, несмотря на свою вроде бы бесспорную отвратительность. Юсов любит птичек и цветочки, душевные песни и пляски (какие уж получаются). Белогубов (вроде как) искренне стремится порадовать любимую Юлиньку и подружиться с «братцем» Жадовым. А Фелисата Герасимовна мастерски переключается между состояниями «заботливая мама» и «домашняя тиранка».
Спектакль красив, достаточно масштабен. Тут и яркие костюмы (ах, как красиво сапфировое платье Анны Павловны), и красочные декорации. И это не только интерьеры дома или трактира — красоты добавляет звездное небо, сияющее отдаленными огоньками. Так что внешне все будто остается там — в XIX веке; вот только по сути все очень современно.
Ну а главной звездой вечера (при всем уважении к артистам-людям), судя по единогласной реакции зала, стал крохотный шпиц. «Роль» небольшая, но нужна не только для мимимишности. Пушистый герой, удивительно послушный и артистичный, стал удачной находкой постановки.
Вечные тексты Островского, более традиционный подход к костюмам и декорациям, сильные артисты — в принципе, рецепт беспроигрышный. На челябинской сцене такие постановки всегда любимы зрителями. И стоят того, чтобы потратить на них вечер, посмеяться над вечными проблемами, а где-то, может, и чуть-чуть погрустить.
Ведь смотреть сегодня на постановки таких пьес, словно смотреть вокруг себя — смешно, до коликов. И жутковато порой.