В год 350-летия со дня рождения императора Петра I родилось много оригинальных произведений, посвященных великому российскому императору.
Челябинский театр драмы имени Наума Орлова много внимания уделил знаменательной исторической дате. На свет появилась необычная сказка «Нева Петра», премьера которой состоялась в мае 2022 года. Постановка «Отец Первый» становится логичным продолжением истории великого императора на сцене театра.
Серьезная историко-философская драма о противостоянии отца и сына, императора Петра I и цесаревича Алексея. Артист театра драмы Денис Кирш исполняет роль Петра I. Он предстает перед зрителем уже сложившимся могучим и энергичным строителем нового государства, новой России. Все брошено на алтарь дела всей жизни великого императора! В противовес ему — Антон Дмитров в образе царевича Алексея Петровича. Он тонко чувствующий, ранимый молодой человек, страдающий от потери взаимопонимания с отцом.
Поразительно сильный женский образ у заслуженной артистки РФ Татьяны Каменевой. Ее роль — первая жена Петра I Евдокия Лопухина, мать цесаревича Алексея. Каждое появление Евдокии — натянутый нерв сюжета, все внимание приковано к ней. На сцене челябинской драмы разворачиваются поистине драматичные события, царит атмосфера всеобщего недоверия, страдания, заговоров и интриг. Зрители оказываются в эпицентре событий. Только во время спектакля «Отец Первый» каждый зритель устраивается в зале, располагающемся прямо на сцене вдоль большого круга, наполненного водой.
После спектакля мы поговорили с Дарьей Догадовой, режиссером-постановщиком спектакля «Отец Первый».
— Огромный труд Дарьи Догадовой, режиссера и сценариста, прячется за двумя словами: отец Первый. Сценарий и постановка полностью ваши. Чем для вас стал этот спектакль?
— Прежде всего, спектакль стал рассуждением о противопоставлении личных переживаний и глобальных ценностей. Для меня, как для художника, фигура монарха более чем трагична. Трагедия человека — заложника обстоятельств. Решая глобальные задачи, человек вынужден действовать в определенных рамках. Земные радости отцовства, жизнь в согласии с родными становятся недоступны вершителю судеб мира. Петр же еще и личность, ослепленная гордыней. Но вслед за гордыней приходит ослепляющая неконтролируемая ярость. Провоцирует на импульсивные поступки. Постепенно ярость отступает, утихает… И только в этой точке тишины после стихийной бури происходит очеловечивание.
— Что вдохновило вас на работу с таким серьезным, глубоким историческим произведением? Как родился сценарий постановки?
— Сценарий я писала по роману Дмитрия Мережковского «Антихрист». С первых же строк потряс меня его невероятный, необычный слуху современного обывателя слог. Восхитила эмоциональная глубина и многосложность конфликта, раскрывающегося в романе. И работая над постановкой спектакля, прежде всего интересовалась не грандиозными свершениями великого императора, а его сутью. Волновал вопрос: кто же этот человек? Будучи первым отцом для России, каким отцом Петр стал для своего сына?
— И как же вы отвечаете на этот вопрос? Кто он, Петр I? Отец? Император всероссийский?
— Думаю, что каждый школьник может описать личность Петра Первого несколькими словами. Петр — «страстный», «импульсивный», «гневливый». Все документальные и художественные описания Петра рисуют нам фигуру не только физически высокую. Петр — человек широкого эмоционального диапазона. Решить же, кто он, отец или Первый, неподвластно Петру. Только после смерти сына Алексея к нему приходит понимание смысла сочетания «отец и сын». Отцом для сына ему уже не стать. Его терновый венец — всю жизнь искупать сыноубийство. Петр становится Первым отцом для новой России, которую он сам и создал. И эту Россию знаем мы с вами сейчас. Раскрывать символизм названия не хочется, на то он и символизм. Спектакль побуждает каждого зрителя подумать и найти несколько объяснений, трактовок, потаенных смыслов.
— Спектакль сложный по техническому обеспечению. Во время ремонта театра будут ли показы?
— Да, на каждый показ спектакля требуется очень много воды. Сама сцена должна быть оборудована поворотным кругом. Посмотрим, на каких площадках мы будем жить во время ремонта большой сцены театра драмы. Если все сложится удачно, то, конечно, спектакль будет показан и на выезде. (12+)
Серьезная историко-философская драма о противостоянии отца и сына, императора Петра I и цесаревича Алексея. Артист театра драмы Денис Кирш исполняет роль Петра I. Он предстает перед зрителем уже сложившимся могучим и энергичным строителем нового государства, новой России. Все брошено на алтарь дела всей жизни великого императора! В противовес ему — Антон Дмитров в образе царевича Алексея Петровича. Он тонко чувствующий, ранимый молодой человек, страдающий от потери взаимопонимания с отцом.
Поразительно сильный женский образ у заслуженной артистки РФ Татьяны Каменевой. Ее роль — первая жена Петра I Евдокия Лопухина, мать цесаревича Алексея. Каждое появление Евдокии — натянутый нерв сюжета, все внимание приковано к ней. На сцене челябинской драмы разворачиваются поистине драматичные события, царит атмосфера всеобщего недоверия, страдания, заговоров и интриг. Зрители оказываются в эпицентре событий. Только во время спектакля «Отец Первый» каждый зритель устраивается в зале, располагающемся прямо на сцене вдоль большого круга, наполненного водой.
После спектакля мы поговорили с Дарьей Догадовой, режиссером-постановщиком спектакля «Отец Первый».
— Огромный труд Дарьи Догадовой, режиссера и сценариста, прячется за двумя словами: отец Первый. Сценарий и постановка полностью ваши. Чем для вас стал этот спектакль?
— Прежде всего, спектакль стал рассуждением о противопоставлении личных переживаний и глобальных ценностей. Для меня, как для художника, фигура монарха более чем трагична. Трагедия человека — заложника обстоятельств. Решая глобальные задачи, человек вынужден действовать в определенных рамках. Земные радости отцовства, жизнь в согласии с родными становятся недоступны вершителю судеб мира. Петр же еще и личность, ослепленная гордыней. Но вслед за гордыней приходит ослепляющая неконтролируемая ярость. Провоцирует на импульсивные поступки. Постепенно ярость отступает, утихает… И только в этой точке тишины после стихийной бури происходит очеловечивание.
— Что вдохновило вас на работу с таким серьезным, глубоким историческим произведением? Как родился сценарий постановки?
— Сценарий я писала по роману Дмитрия Мережковского «Антихрист». С первых же строк потряс меня его невероятный, необычный слуху современного обывателя слог. Восхитила эмоциональная глубина и многосложность конфликта, раскрывающегося в романе. И работая над постановкой спектакля, прежде всего интересовалась не грандиозными свершениями великого императора, а его сутью. Волновал вопрос: кто же этот человек? Будучи первым отцом для России, каким отцом Петр стал для своего сына?
— И как же вы отвечаете на этот вопрос? Кто он, Петр I? Отец? Император всероссийский?
— Думаю, что каждый школьник может описать личность Петра Первого несколькими словами. Петр — «страстный», «импульсивный», «гневливый». Все документальные и художественные описания Петра рисуют нам фигуру не только физически высокую. Петр — человек широкого эмоционального диапазона. Решить же, кто он, отец или Первый, неподвластно Петру. Только после смерти сына Алексея к нему приходит понимание смысла сочетания «отец и сын». Отцом для сына ему уже не стать. Его терновый венец — всю жизнь искупать сыноубийство. Петр становится Первым отцом для новой России, которую он сам и создал. И эту Россию знаем мы с вами сейчас. Раскрывать символизм названия не хочется, на то он и символизм. Спектакль побуждает каждого зрителя подумать и найти несколько объяснений, трактовок, потаенных смыслов.
— Спектакль сложный по техническому обеспечению. Во время ремонта театра будут ли показы?
— Да, на каждый показ спектакля требуется очень много воды. Сама сцена должна быть оборудована поворотным кругом. Посмотрим, на каких площадках мы будем жить во время ремонта большой сцены театра драмы. Если все сложится удачно, то, конечно, спектакль будет показан и на выезде. (12+)