Челябинский государственный академический театр драмы им. Н. Орлова Юлия Поспелова «Номер 6» (драма с элементами абсурда) (по мотивам повести А.П. Чехова «Палата №6»).
Режиссёр – Данила Чащин.
Атмосфера тотального одиночества, обреченности и безумия с первых минут спектакля транслируется зрителю. Арочное решение сценографии в полностью чёрной палитре и бледно-голубое освещение декораций, отчётливо вызывают ассоциации с помещением полузаброшенной, увядающей провинциальной лечебницы. Пространство сцены также используется, как экран, где в ключевые моменты возникают криво начерченные фразы, словно остаточные воспоминания безумного человека, не способного «собрать себя» и пишущего на стенах собственной «кельи».
«Номер 6» Данилы Чащина в первую очередь история о потере человеком способности к эмпатии. Талантливый и в какой-то степени наивный Доктор Рагин (Николай Осминов) постепенно уничтожает себя, идейный и образованный человек сам становится своим пациентом. Он осознанно делает выбор отстраниться от окружающего мира и, самое главное, своих пациентов. Сдаётся под гнётом «глуши, в которую его закинула судьба». Каждая ситуация, связанная с «заключенными» палаты номер шесть, каждое взаимодействие с больными, заставляет проходить Рагина через настоящую агонию отдельно взятого чувства. При новом столкновении доктора и его подопечных, зритель всегда находится в состоянии саспенса. И сам Андрей Ефимович, погружаясь в страшный безумный мир своих пациентов, становится как натянутая струна. Каждый раз, когда «струна» рвётся, в зале раздаются громкие резкие звуки, доктор делает очередной шаг к точке невозврата, а на сцене страдают пациенты.
Спектакль открывает сумбурная и абсурдная сцена прибытия в палату номер 6 нового постояльца. Диагноз Рагину режиссёр ставит в самом начале постановки. Симптоматика заболевания Андрея Ефимовича показана через
«истории болезни» его пациентов, но особенно чётко путь к сумасшествию Рагина прослеживается через отношение к нему молодого врача Евгения Хоботова (Евгений Болтнев). Пылко желающий помогать другим людям, и учиться у своего кумира, он сталкивается с жестокой реальностью и безразличием Рагина к своему врачебному долгу. Апогеем разочарования Хоботова становится «обряд посвящения», устроенный в честь него. На сцене настоящий пир во время чумы. «Вы все тут свиньи!» кричит от отчаяния Евгений, как в своё время кричал «Глупые люди!» Андрей. И с этого момента наивный Хоботов пропадает, и всё чаще появляется холодный и расчетливый Евгений Федорович, шаг за шагом повторяющий путь безумия.
История каждого персонажа поставлена режиссёром на один уровень, чтобы подчеркнуть общий диагноз. Роковой вопрос «какое сегодня число?» можно задавать каждому участнику происходящего и неутешительное молчание будет ответом. Абсурдные сцены от «пира» до драки в церкви вброшены в атмосферу провинциальной глуши лишь для того, чтобы подтвердить сказанное одним из пациентов – «каждый сходит с ума по-своему».
Артём Перфилов