Праздничное застолье. Начало настраивает зрителя на радостный спектакль: день рождение коммерсанта Верле, встреча его сына Грегерса с другом детства Ялмаром, который радостно сообщает об удачной женитьбе. Однако праздник длится недолго. Сын ссорится с отцом и переезжает к другу. Здесь и начинается конфликт между правдой и ложью.
Вся представленная история окутана тайной, которую главный герой Ялмар (Денис Кирш) буквально раскрывает вместе со зрителями. Он больше негативный персонаж, хотя и его в последствии можно понять. Это фотограф-бездельник, пытающийся изобрести что-то полезное для общества. Но это все на словах. По факту за него все выполняет жена Гина. Первое действие максимально спокойное, без неожиданных моментов. Денис Кирш изображает вполне хорошего и заботливого отца семейства. Он очень мил, обнимает жену, играет с любимой дочерью.
А что же дочь Хедвиг? В этой истории маленькая девочка играет даже большую роль, чем взрослые. Анастасия Павлова с неожиданной стороны предстает в роли подростка, обреченного ослепнуть. На ней бело-коричневое несколько игривое детское платье и черные круглые очки, подчеркивающие неотвратимость слепоты. Вопреки болезни она ходит с книжкой и лупой. Но героиня всегда весела, она смотрит на мир глазами ребенка, который не пускает ничего плохого в свою жизнь. Просто радуется. Хочет всем помочь, спокойно бегает по стульям и кажется совсем беззаботной. Ее маленькая радость живет на чердаке, это подстреленная дикая утка. Она тоже самостоятельный персонаж. Помимо переодически появляющейся проекции на декорациях, она предстает в лице балетмейстера театра. Завораживает сцена, когда девочка, ведя диалог, начинает своеобразный танец, опираясь на спинки стульев. В это же время ее действия дублирует «утка», находясь сзади за прозрачной тканью. Это показывает насколько они близки, гораздо больше, чем просто хозяйка и питомец. Ведь к тому же обе имеют физический недостаток. И по сути обе сидят в клетке. Хедвиг действительно сильный персонаж. Она понимает гораздо больше, чем кажется. Утка напоминает о себе, временами появляясь на занавесе с помощью проектора. Она летит, она свободна. Символично.
Счастью в семье Ялмара приходит конец. Он узнает о том, что скрывалось больше десяти лет. Но почему раскрылась страшная семейная тайна? Ответить поможет персонаж Дмитрия Олейникова – Грегерс. Он в идеально сшитом темном костюме. Да и сам персонаж представляет собой очень правильного человека, актер никогда не выражает особых эмоций, он всегда сдержан и сухо говорит нужную информацию. Но его жажда говорить правду сгубила семью Ялмара. Грегерс сын богатого коммерсанта, являющегося настоящим отцом Хедвиг, от которого и передалась слепота. Кстати, внимательный зритель, практически с начала спектакля может заметить одну деталь, вселяющую подозрение о родстве персонажей. Коммерсант жалуется сыну, что его зрение ухудшается, дела придется оставить. И буквально в следующей сцене появляется девочка в черных очках.
Счастливая семейная жизнь превращается в ад. Ялмар оказывается слабым по духу человеком. Он не способен принять свалившуюся новость о том, что дочка не родная, что ее настоящий отец Верле всю ее жизнь спонсировал семью. Во втором действии актер из псевдо-заботливого мужа превращается в агрессора. Он срывается на крик, с ожесточением разбрасывает стулья по всей сцене. Даже невольно начинаешь думать о том, что он сейчас все сломает или стул улетит в зрительный зал. Злость распространяется на жену, которую он бьет так, что та падает и некоторое время кажется, что она мертва.
Больше всего страдает девочка. Видно, что она не понимает, почему уходит отец. Она не раз пытается завести с ним разговор, однако он агрессивен с ней. На помощь приходит Грегерс, подсказывает идею об убийстве утки. Ведь это самая большая жертва, которую может принести Хедвиг, чтобы вернуть любовь отца. После долгих и мучительных раздумий она поднимается на чердак. Это место, на котором живет дикая утка и другая живность, играет немаловажную роль. Чердак и сам напоминает полноценного персонажа пьесы. Но его мы видим не сразу. Пространство сцены наполнено огромными зелеными листами, схематически показывающими, что герои находятся в доме. Время от времени они поднимаются, так объясняется смена локаций. За ними и находится чердак, но и он не сразу показывает себя. Сначала мы видим подобие стеклянной стены, разделенной на квадраты. Артисты подходят к ней, как бы смотрят на обитателей чердака. Стенка появляется не раз, но в финале поднимаются все листы и мы видим совершенно иное пространство – огромную поднимающуюся часть сцены, усеянную старой мебелью (некоторая при подъеме начинает скатываться, нагнетая обстановку на сцене); несколько засохших елок, оставшихся после нового года. И все это залито кроваво-красным светом. Это кульминация, вероятно, никто из публики и не ожидал такого исхода. На сцене остается девочка и ее утка. Они исполняют танец, показывающий их близость. Этот танец можно видеть и в самом начале спектакля. Не все танцы выражают радость. Этот заканчивается выстрелом и смертью героинь. Они остаются лежать друг на друге. Но закончится ли на этом страдания семьи?
Пожалуй, пьеса Ибсена не подходит для тех, кто приходит в театр просто развлечься. Это глубокая, сложная работа, раскрывающаяся не сразу. В ней нужно с особым вниманием следить за диалогами, пусть порой чуточку затянутыми, но наполненные скрытым смыслом. Спектакль Дениса Хусниярова постепенно вовлекает зрителя, ведь каждый находит в нем свой конфликт – долг чести, любви, семьи, правды… Поклона практически нет. Поднимается одна из стен, за которой находятся артисты. Они стоят рядом, на лицах нет радости от завершённой игры. Только грусть и печаль. Словно драма продолжает жить в их сердцах.