Генрих VIII был женат шесть раз, двух жен казнил по обвинению в измене. Лакомый сюжет для драматурга, неисчерпаемое поле для фантазий режиссера. Брак великого деятеля с Анной Болейн стал основой сюжета пьесы Григория Горина «Королевские игры», которую тот написал специально для театра «Ленком». В Челябинской Драме повторили этот опыт — получилась трагикомедия о мужчине, влюбившемся в не ту женщину.
Историки не имеют единого мнения, кого же на самом деле больше любил (ну, или хотя бы просто желал) Генрих VIII — Марию или Анну Болейн. Обе дочери приближенного ко двору Томаса Болейна пользовались благосклонностью короля, обе родили ему по ребенку, хотя добиться официального брака смогла только Анна. Кино и театр тоже по-разному рассказывают эту историю: например, в знаменитом фильме «Еще одна из рода Болейн» Мария (Скарлетт Йоханссон) является несомненной фавориткой Генриха, а вот связь с истеричкой и выскочкой Анной (Натали Портман), приведшая к расколу церкви и токсичному браку, явно не доставляет королю душевного удовольствия. У Григория Горина Мария — бледная тень Анны, родившая бастарда и быстро отступившая в сторону. Анна — роскошная стерва, которая вертит Генрихом как хочет, и даже на плаху, кажется, идет из чувства принципа и разрушения всего и вся.
Челябинский театр драмы делает обстоятельный, масштабный костюмный спектакль, и за это режиссеру Александру Исакову большое спасибо — постановщики постарались передать дух и тяжесть эпохи европейского абсолютизма. Это было время перемен, церковных реформ, самую главную из которых и устроил сам Генрих VIII, пожелав развестись с Екатериной Арагонской и объявив себя главою англиканской Церкви.
Что же толкнуло властного, неглупого мужчину на такие тектонические сдвиги? По версии «Королевских игр» — любовь к не той женщине. Анна Болейн отказалась стать любовницей короля (в отличие от сестры) и вытребовала себе брак. По версии режиссера спектакля в Драме, Генрих VIII — не просто сластолюбец и деспот; он — невыросший ребенок в теле взрослого человека, пленник собственных инстинктов и плод воспитания в мрачноватой обстановке политических интриг. Ничего общего нет в этом образе с портретом грузного, грозного мужчины, каким Генрих VIII смотрит с исторических иллюстраций. Что же, так видит постановщик, имеет право.
Актер Николай Осминов делает Генриха мальчишкой, которому никто никогда не отказывал (даже мать Анны и Марии — по молодости, будучи фрейлиной при дворе). Это смесь открытости и истеричности, искренности и подлости, сносящей крышу влюбленности, нежности и расчета. Тонкий, сухой, подвижный, в расписных лосинах и высоких ботфортах, король в исполнении Осминова так и кружит, так и вьется вокруг Анны, эдакий мотылек на пламя. А потом отрывает любимой крылышки (и голову).
Анна Болейн в исполнении Анастасии Пузыревой получилась красивой, соблазнительной, неглупой, стервозной и... кажется, этого достаточно для того, чтобы свести с ума мальчишку, не знавшего отказов. Но этому образу не хватает ясности — что движет ей, когда она идет на плаху? Почему нужно было бросать жениха и идти за короля? Отчего Анна на суде сама на себя клевещет? Три года брака Генриха и Анны Болейн, судя по историческим трудам, превратились в смесь страсти и ненависти, и ровно ту же историю, судя по тексту, пытается нам рассказать драматург, но увы, считать это все в спектакле Драмы получается... через раз, скажем так. Персонаж Анны Болейн вышел закрытым и малопонятным.
В спектакле масса второплановых (разумеется, повествовательно, а не исторически) персонажей, которые отвечают за политическую часть: Норфолк, лорд-кардинал Вулси, Томас Мор, секретарь Кромвель. Это хороший, крепкий актерский ансамбль, и текст пьесы Горина артисты отыгрывают на отлично. Да, тяжко быть приближенными к королевскому двору. Сегодня вешаешь ты, завтра — тебя. Сегодня король в здравии и крепком браке, завтра — сошел с ума и отправляет жену на плаху. Сегодня все ждали появления на свет мальчика-наследника, а завтра выясняется, что родилась девочка Елизавета. «Все вечное меня не испугает! Я жить боюсь, а умирать — нисколько! Тем более что я застал счастливую эпоху в несчастной Англии, когда здесь процветали и разум, и свобода мнений... Эпоха эта длилась полчаса. Сегодня. И достаточно! Куда нам больше?!», — говорит лорд-канцлер, гуманист Томас Мор (Михаил Гребень), который отказывается принять разрыв с Ватиканом, а принимает смерть на плахе.
Григорий Горин, создавая текст в девяностые годы для «Ленкома», безусловно, подтекстом прописывал то, что было симптоматично для нашей страны в те времена. Впрочем, игры при дворе — политическая схема, актуальная всегда. Возможно, именно поэтому декорации в спектакле сделали с визуальным отсылом к Англии XVI века, но все же довольно условные и аскетичные. Боулинг — вот с чем сравнивают королевские игры постановщики: герои постоянно катают по помосту красные мячи. Таким же мячом покатится в финале и голова непокорной Анны. Любовь, по сути, есть та же интрига, что и захват престола. Сегодня ради женщины рвут с могущественной силой церкви, а завтра любовь отправляют на плаху во имя политики. А в сухом остатке у нас — уставший, несчастный Генрих, которого под финальный занавес утешает златовласая девочка Елизавета, будущая королева. Та еще стерва, кстати. Вся в мать.