Писательница Елена Чижова в 2009 году получила за свой роман «Русский букер». Она описала жизнь пяти женщин в одной коммуналке — таких вынужденных семей в послевоенном СССР было немало. Сегодня это — уходящая натура, и в Челябинском театре драмы постарались ее запечатлеть. Получилась хорошая мелодрама о жизни, в которой почти нет мужчин, но очень много любви.
«Время женщин» в инсценировке уже многократно ставили — спектакли идут в знаменитом «Современнике», питерском БДТ, Магнитогорском театре драмы. Московскую постановку, например, критики очень хвалили за подробное, ошеломляюще точное воссоздание атмосферы ленинградской коммуналки на рубеже пятидесятых–шестидесятых годов. Запах моркови и тертого лука на общей кухне, пар от кастрюль, старенький телевизор с линзой и прочие детали, звуки, ароматы — такая картинка непременно оживит память зрителя старшего возраста, который еще помнит, какой была страна накануне оттепели. Оживит и заставит поверить в машину времени.
В челябинской Драме не стали тесно привязывать историю к быту. «Время женщин» — это, скорее, поэтический спектакль об идеальном мире, где ангелоподобные, сердечные бабушки спасают девочку-вундеркинда. Такая настоящая бабушка — очень нужный сегодня образ, потому что это поколение стремительно и безвозвратно уходит.
В ленинградской коммуналке в конце пятидесятых годов живут три старушки: Евдокия, Ариадна и Гликерия. Они очень разные — Евдокия из простых людей, помнит царские времена и ненавидит большевиков; Ариадна — образованная утонченная дама с гимназическим прошлым; Гликерия — когда-то кокетливая смешливая девчонка из графского дома, потерявшая в революцию и любовь, и ребенка... Все пережили блокаду. К ним в отдельную комнату заселяют молодую девушку Антонину Беспалову, у которой недавно родился ребенок. Да, без мужа, ну и что такого? Война отшумела не так давно, мужиков нет по всей стране. А тут тебе с дитем — и комната, и помощь на заводе. Живи да радуйся, бабонька. Антонина и радуется — пока не выясняет, что маленькая Сюзанночка не говорит. Отдавать немого ребенка в садик — ужас и кошмар, поэтому соседки по коммуналке становятся для девочки тремя лучшими на свете бабушками. И все бы ничего, пока за Антониной не решает приударить коллега Николай. А там и выясняется, что женщина больна, а Сюзанночка рискует остаться сиротой в приюте. Ведь не докажешь людям из органов власти, что эти неродные бабушки — самые лучшие в мире, чьей любви может хватить на тысячу жизней.
Постановщик спектакля Александр Зыков организовал чудесный актерский ансамбль. Марина Меримсон, Фаина Охотникова, Валентина Качурина, Татьяна Скорокосова, Марина Аничкова, Татьяна Каменева — эти актрисы давно знакомы челябинскому зрителю, это настоящие профессионалы. А на старшем актерском составе, как известно, держится любой театр. Так же как жизнь молодого поколения так или иначе опирается на чью-то зрелость и даже старость. И это совершенно нормальный порядок вещей — правда, мы, кажется, уже начали его забывать.
Постановщик в прямом смысле наряжает бабушек в одной из сцен ангелами. А выросшая в успешную художницу Сюзанна покупает всю эту коммуналку, где прошло ее детство — чтобы хотя бы так, символически, души ее самых любимых людей наконец обрели покой. Там, куда уже не придут ни революция, ни большевики, ни НКВД, ни немецкие солдаты.
Татьяна Власова, сыгравшая Сюзанну, тоже удачно создала невесомый светлый образ. Она наблюдатель и рассказчик — почти незаметно перемещается в пространстве, всегда чуть на заднем плане событий, а в нужные моменты читает проникновенный текст от первого лица. Хорошо справилась с ролью Сюзанны — уже в детстве — маленькая актриса. Впрочем, о том, что дети и животные — лучшие актеры, и так всем известно.
В спектакле «Время женщин» вообще очень много воздуха, свободы. Декораций мало, а главная из них — это символический макет старой ленинградской коммуналки в глубине сцены. Какими были эти коммуналки, наверное, помнят многие. Ни комфорта, ни ремонта — но, оказывается, теплые человеческие отношения могут создавать совершенно чудесную атмосферу в любом пространстве.
Есть ли в этой стране и времени женщин хоть какое-то место мужчинам? Да, они есть — и оставшийся за кадром отец Сюзанны, и Николай-жених — мягкий и добрый, не очень уверенный в себе, но не способный на подлость. Есть и врач Соломон (великолепный в этой роли Борис Петров), полжизни влюбленный в когда-то красавицу Гликерию — он, в конце концов, и помогает и девочке, и Антонине, и бабушкам. Женский мир принимает мужчин, не отвергает их, просто такое время в такой стране.
А какое сейчас? Есть ли сегодня такие бабушки? Или это совсем уже уходящая натура? Есть ощущение, что все мы сейчас находимся в той точке переходного периода, когда семья вот-вот развалится как социальный институт. Когда душевность и искренность станут чем-то по-настоящему дефицитным даже в самых близких отношениях. Этому много причин, в том числе технический прогресс. Разумеется, идеального мира не было ни сейчас, ни тогда — не всем послевоенным девочкам повезло иметь таких бабушек. Но попытка создать эту маленькую страну-вселенную абсолютной любви — значит уже подарить веру в чудеса. И у Челябинского театра драмы это получилось.