Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова

Феминистки поневоле. Челябинская драма закрыла сезон премьерой «Время женщин»

Южноуральская панарама 28.06.2019 - автор Светлана Симакова

Зрители смогли увидеть эксклюзивную постановку по роману Елены Чижовой.

Премьера «Время женщин» завершила насыщенный гастролями, фестивалями и новыми спектаклями сезон в челябинской драме. Главный режиссер театра Александр Зыков поставил спектакль по одноименному роману Елены Чижовой о петербурженках середины ХХ века.

Непростая история

В 2009 году роман Елены Чижовой «Время женщин» получил литературную премию «Русский Букер» и сразу вызвал интерес московских и петербургских режиссеров. Спектакли с этим названием почти одновременно появились на сценах обеих культурных столиц. И режиссеры, объясняя свой выбор, признавались, что текст романа угодил прямо в сердце.

Простая человеческая история, если в России первой половины ХХ века человеческие судьбы можно считать простыми. Зрительская и читательская аудитория такие истории любит, ведь это и про нас тоже. Пять женщин разного происхождения, образования и интеллекта оказываются в стенах одной коммуналки. Три из них — Евдокия (скорее всего, из мещан), Гликерия (бывшая белошвейка и возлюбленная графа) и Ариадна (дворянка) — пережили две мировые войны, одну гражданскую, две революции и сталинские репрессии. Они любили и были любимы. Но их мужчины, в том числе сыновья, исчезли в этом страшном историческом водовороте. Остались лишь воспоминания.

А на долю молодой мамы Антонины (лимитчица), которая появляется в квартире с новорожденной дочерью, как минимум пришлись Отечественная война и таинственное исчезновение в недрах ГУЛАГа отца ее еще не родившейся дочурки Сюзанны. Не верит она, что возлюбленный просто сбежал. Она все время беспокоится о том, что же случилось с ним, таким заботливым, ласковым.

Время-женщин_Шишкоедов_DSC9515.jpg

 Жизнь заставила

Все четыре героини женщины сильные. Такой же станет и их общая воспитанница Сюзанна. В одном из интервью автор романа «Время женщин» Елена Чижова говорила об опасениях издателей, которые видели в его названии некоторую провокационность, феминистское звучание. Можно ли считать героинь романа феминистками? Вероятно. Только стали они такими помимо своей воли. Жизнь заставила.

Но самое ценное зерно романа и челябинского спектакля в том, что быть сильными не значит быть жесткими, и тем более жестокими. Судьба, не позволившая этим женщинам испытать счастье тихой семейной жизни, наполнившая их дни страхом и трагическими потерями, не сделала их эгоистками, не смогла лишить способности любить, сопереживать, помогать. Это история не о трагизме сломанных судеб, не об удушающем одиночестве. Она о любви и достоинстве, без которых невозможно остаться человеком. В этой истории нет мелодраматического хеппи-энда, но зритель уносит со спектакля какую-то хрустально звенящую радость.

Многие, вероятно, по дороге домой будут думать о своих мамах, бабушках, прабабушках, чьи истории очень похожи на эту. Эти воспоминания в том числе разбудила и художница по костюмам Татьяна Ногинова. Когда актрисы надевают знаменитые женские ботики на каблуках, вязаные шали с кистями, шляпки и шарфики, сразу вспоминаются фотографии из семейного альбома. Да ведь все это было совсем недавно! Хороши и ангельские облачения из парчи и кружев, в которых три чужие женщины, ставшие самыми родными на свете бабушками, представляются юной Сюзане.

Время-женщин_Шишкоедов_DSC9584.jpg
 Фото: Вячеслав Шишкоедов

Свое лицо

Сегодня спектакли по роману Елены Чижовой «Время женщин» идут во многих российских театрах, но они совершенно разные. Интернет позволяет в этом убедиться. И у челябинского спектакля тоже образовалось особенное, неповторимое лицо. Сценарий для знаменитого БДТ имени Товстоногова, к примеру, написала сама Елена Чижова. Питерский спектакль получился громким, насыщенно музыкальным и массовым.

А эксклюзивную инсценировку романа для нашего драматического театра сделала ректор Новосибирского государственного театрального института, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая. И челябинский спектакль вышел камерным. Массовки нет совсем, а хореография Марии Грейф и работа заслуженных челябинских актрис Марины Аничковой, Татьяны Каменевой и Татьяны Скорокосовой располагает к размышлениям, поискам аналогий, тихому сопереживанию.

Этот спектакль чем-то похож на фильм «Пять вечеров» Никиты Михалкова, если исключить бурные сцены «бесед» председателя заводского комитета (феминистки по натуре своей) с работницей завода и матерью-одиночкой Антониной (актриса Лариса Меженная). По воле режиссера заводская начальница (актриса Екатерина Зенцова) с пластикой и интонациями комедийной дивы произносит абсолютно зловещие реплики. Половина зала по привычке смеется, другая половина вздрагивает. Эти сцены совершенно выбиваются из общей канвы спектакля, как будто взяты из комедии Out of order (в афише нашего театра она тоже есть) или чего-то подобного. Резкие стилевые переходы из одного жанра в другой неожиданно раздражают, потому что мешают ходу размышлений. Может, и в этом следует искать противоречивость российского бытия?