В разные годы челябинский театр драмы уделял большое внимание постановке классических произведений. Ставились здесь Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, А.С. Пушкин. Особое место в репертуаре занимают пьесы А. Островского.
Островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта – "Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги...». В разные годы были поставлены спектакли: «Не все коту масленица» (1985), «На всякого мудреца довольно простоты» (1985), «Лес» (1987), «Поздняя любовь» (1993), «Женитьба Белугина» (1994), «Без вины виноватые» (2001), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (2001). «Волки и овцы» (2008), «Картины московской жизни» (2011).
В 1987 году челябинскому зрителю представили постановку «Лес» (режиссер Н. Орлов, художник Т. Дидишвили).
Действующие лица и исполнители:
Раиса Павловна Гурмыжская – народная артистка РСФСР Павлина Конопчук;
Аксюша – Елена Дубовицкая;
Евгений Аполлоныч Милонов – Олег Пащенко;
Уар Кирилыч Бодаев – Борис Мансуров, заслуженный артист России Владимир Чечёткин;
Иван Петрович Восмибратов – заслуженный артист России Николай Ларионов;
Петр – Валерий Скорокосов, Андрей Торхов;
Алексей Сергеевич Буланов – заслуженный артист РСФСР Александр Мезенцев;
Карп – Александр Новохатский;
Улита – Ольга Сафронова;
Геннадий Несчастливцев – заслуженный артист России Леонард Варфоломеев;
Аркадий Счастливцев – народный артист РСФСР Петр Кулешов.
В постановке «Леса» А.Н. Островского огромную сцену челябинского театра драмы художник превращает в дремучий лес. Мшистые, добротной фактуры стволы деревьев уходят высоко-высоко. Листьев на деревьях нет. Но они есть на шляпах и костюмах персонажей. Пейзажное пространство легко трансформируется за счет движения круга-кольца сцены. Многослойные пышные костюмы Гурмыжской с бантами, кружевами и невероятными шляпками – страстны, полны дыхания. А вокруг вьется узенький, в коротеньких брючках и тесном фрачке Буланов. Замечателен не только актерский, но и «костюмный» дуэт. Причудливые насекомые – в могучем бору.
25 ноября 1993 года в свет вышел спектакль А. Островского «Поздняя любовь». Режиссер. Б. Эрин, художник Т. Дидишвили.
19 апреля 1994 года на челябинской сцене – спектакль «Женитьба Белугина».
Режиссер-постановщик Н. Орлов, режиссер Е. Ланцов, художник О. Петров.
В 2001 году репертуар театра пополнился сразу двумя постановками по произведениям А.Н. Островского. Спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» и «Без вины виноватые».
«Правда – хорошо, а счастье лучше» (режиссер М. Филимонов, художник Л. Рошко).
Действующие лица и исполнители:
Амос Панфилыч Барабошев – заслуженный артист России Александр Гусенков;
Мавра Тарасовна – заслуженная артистка России Ольга Сафронова;
Поликсена – Наталья Катасонова, Ольга Рождественская;
Фелицата – Фаина Охотникова;
Никандр Мухояров – Сергей Алешко, заслуженный артист Татарстана Владимир Зайцев;
Глеб Меркулыч – заслуженный артист России Николай Ларионов;
Палагея Григорьевна Зыбкина – заслуженная артистка России Марина Аничкова.
16 октября 2001 года режиссер А. Кац и художник Т. Швец ставят «Без вины виноватые».
2 декабря 2011 года свет увидел спектакль «Картины московской жизни» санкт-петербургского режиссера-постановщика Владимира Голуба (художник-постановщик Олег Петров, хореограф Артем Сущенко, художник по свету Владимир Карпов).
В основу спектакля положена трилогия Александра Островского о Бальзаминове («Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Зачем пойдешь, то и найдешь»).
Главный герой – Мишенька Бальзаминов – вечный романтик, добрый и мечтательный бездельник. Нет от него людям ни зла, ни пользы. Самая большая его мечта: жениться на богатой невесте.
И пронырливая сваха находит милому Мишеньке не одну, а сразу четырех невест, поставив жениха в безвыходное положение. Что делать? На ком жениться? А может быть можно на всех сразу?
«Чтобы зритель остался удовлетворенным, – писал драматург, – нужно, чтоб перед ним была не пьеса, а жизнь, чтоб была полная иллюзия, чтоб он забыл, что он в театре». «Искусство становится правдивее, и все условное мало-помалу сходит со сцены, – писал Островский. – Как и в жизни мы лучше понимаем людей, если видим обстановку, в которой они живут, так и на сцене правдивая обстановка сразу знакомит нас с положением действующих лиц, делает выведенные типы живее и понятнее для зрителя».