В Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова прошла премьера нового спектакля «Убийца» по пьесе Александра Молчанова. Постановщик — режиссер из Москвы Данил Чащин — заявил, что этот спектакль для того, чтобы в театр пришли 20-25-летние. Потому что «Убийца» — именно про них.
Пьеса Молчанова знакома театральным критикам по фестивалю «Любимовка», постановкам в «Театр. doc» и Московском ТЮЗе. Да и сюжет сложно назвать оригинальным — экзистенциальное приключение неудачника. Студент Андрей проиграл соседу по общежитию в карты приличную сумму. А соседа все боятся, он местный «авторитет» по кличке Сека. Андрею платить нечем, поэтому Сека приказывает ему отправиться на поиски «брата по несчастью» — другого должника. Либо Андрей получает долг с беглеца, либо убивает его. Проконтролировать «убийцу» должна девушка Секи — Оксана. Андрей решает сначала попросить денег у матери в деревне, чтобы отдать долг и не убивать никого. Решать проблему нужно быстро, но все усложняет внезапно появившаяся нежность к Оксане, затем мужское фиаско, одиночество... Но надежда есть!
Аннотация напоминает плохой киносценарий, не так ли? Уже всплывают картинки: парни в спортивных костюмах, девушка в обтягивающих джинсах и какой-нибудь розовой мастерке, провинциальный автовокзал, деревня, «общага»... Но здесь использован очень простой, но при этом очень сильный прием. Внутренние монологи героев переведены в реплики. Получается, что персонажи не столько общаются между собой, сколько по очереди пересказывают эту историю. Зритель видит ситуацию со всех сторон, замечает детали, становится частью спектакля.
Режиссер Данил Чащин вместе с актерами труппы драмтеатра нашел действенный способ рассказать эту историю тем, кто не любит театр. Наивность и «детскость» актеров дополняет проекция комиксов на декорации. Герои вроде бы по-взрослому захлебываются в скучном болоте российской реальности, но по-детски не до конца уверены: надо ли вообще это все рассказывать.
Проработанная актерская игра и современный взгляд на театральное оформление спектакля делают «Убийцу» обескураживающим, проникающим в те «чертоги разума», куда сам заглядывать совсем не торопишься. А еще — точно подобранная музыка — «Уличный реп», Аллегрова, Шнуров... очень «про нас».
Консервативные зрители могут назвать спектакль «чернухой», но только из-за «пацанской» темы. Потому что здесь нет никаких матерных слов, откровенных сцен. А самое главное — никаких штампов! Если не получается влюбить школьников в театр с помощью «Волков и овец» или «Дориана Грея», отведите их на «Убийцу». Дальше «чувства» сами проснутся.
Герои как будто только что зашли на сцену с улицы. Они уже привыкли к несправедливости и ждут очередного удара, а потом еще одного, и еще одного. И никакой радости нет и не будет. Но в какой-то момент герой чувствует жизнь, понимает всю ее ценность. И как бы он не старался свыкнуться с мыслью, что ему нужно убить кого-то, на мир он уже смотрит иначе. По-доброму, что ли.
«В этой пьесе важно — все, серьезно — ничего. Вот это прямо исчерпывающая фраза о спектакле! Он о поколении 90-х — очень недолюбленном, потерянном. Поколение, которое до сих пор не может найти какую-то точку опоры и пытается как-то идентифицироваться. Главный герой стоит перед выбором: с одной стороны мир „по понятиям“, с другой — мир любви. Для меня это спектакль про богоискание. Мир-то на самом деле за нас! В спектакле очень хорошо отражен принцип духовной синергии: с тебя усилия, от Бога — результат», — говорит режиссер.
С судьбой героя действительно происходит что-то волшебное. Невидимая сила отводит от него все напасти: должник просто выкладывает деньги, обидчик выпадает из окна. А в конце побеждает любовь. В самом начале спектакля на экране появляются детские руки, которые пытаются дотянуться до турника. Малыш прыгает, цепляется, но все безуспешно. Ближе к развязке сюжета мальчик снова пытается достать до заветной цели. Его подхватывают большие взрослые руки, ребенок цепляется за турник уверенно и крепко. И до зрителя «доходит» — мир изменился. Истерика и «понты» никому не нужны. Доверяешь себе, не боишься трудностей, и жизнь сама поворачивается к тебе лицом...