Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова

Как любящие отцы становятся деспотами

chelyabinsk.74.ru 11 мая 2016 года - автор Светлана Симакова. Фото Олега Каргаполова

Премьера «Афинских вечеров» в театре драмы – история об ошибках миллионов родителей, даже если они никогда себе в этом не признаются. Недаром пьеса современного драматурга Петра Гладилина так востребована сегодня на российской сцене. В Челябинске спектакль впервые будет показан 20 и 21 мая.

Хайвей к несчастью

Тема отцов и детей стара как мир. Но Петр Гладилин размышляет не о поколенческих проблемах, хотя на сцене три поколения россиян – бабушка, рожденная в досоветское время и прошедшая сталинские лагеря; родители, чьей колыбелью стала середина ХХ века; и дети эпохи перестройки. Казалось бы, само время должно диктовать характеры героев. Но речь не об этом. Такая история могла случиться когда угодно и с кем угодно. Правда, место действия вряд ли можно изменить. А главный вопрос «Афинских вечеров»: должны ли дети платить за трусость собственных родителей, за их отказ в прошлом от собственной мечты?

«Эту пьесу я взяла не потому, что тема отцов и детей – вечная, болезненная, – рассказала режиссер-постановщик, заслуженная артистка России Марина Аничкова. – На первое место в этой семейной лирической комедии поставлена тема личной свободы человека. Она и сегодня, в XXI веке, для нас остается очень актуальной. Каждый человек имеет право прожить свою жизнь так, как этого хочет он. Даже если он ошибается. Но это его опыт, его ошибки. Ведь уже миллионы раз доказано, что большинство людей учится только на собственных ошибках».

Неплохо было бы провести некий опрос современных родителей: так ли думают они, когда речь идет о благополучии их детей? Неудивительно, если выяснится, что большинство из них с режиссером не согласится. Наверное можно понять желание родителей видеть своего ребенка счастливым и удачливым. Но именно здесь скрывается корень того зла, о котором говорит Петр Гладилин, – когда мы начинаем выстилать своим любимым чадам гладкую (без каких-либо ухабов) дорогу в будущее, мы превращаемся в невыносимых деспотов. Потому что шаг вправо или влево может поломать наши хрупкие планы. В результате перспективный план застилает глаза и разум отцов, они перестают понимать, что на самом-то деле делают своих детей несчастными.

«Бомба» для семейной тюрьмы

«В этой пьесе родители никогда не были свободными, – продолжает Марина Аничкова. – Причем не кто-нибудь, а они сами не позволили осуществиться своим мечтам, не дали воли своим чувствам и желаниям. И потому прожили какую-то чужую жизнь, а своя собственная, по большому счету, не состоялась. И теперь они пытаются реализовать все, что было ими загублено, за счет собственной дочери. В ней они пытаются наверстать все то, что было когда-то упущено. В нашей жизни это встречается довольно часто».

Семейный конфликт неизбежен, если дочь или сын вопреки всему начнут вблизи зеркального родительского хайвея искать собственную тропинку – с кочками да ямками – к тому счастью, которое им видится впереди. Правда, у Петра Гладилина есть еще бабушка, которую сыграет замечательная челябинская актриса, заслуженная артистка РФ Фаина Охотникова, и в сталинских лагерях не утратившая чувства человеческого достоинства и внутренней свободы.

«Бабушка становится настоящей “бомбой” для семейной тюрьмы, – улыбается Марина Аничкова. – Не случайно на роль бабушки была приглашена Фаина Охотникова. Мало того, я выбрала эту пьесу к 75-летию актрисы. «Афинские вечера» как будто для Фаины Ильиничны написаны».

У постановщиков была идея – поставить эту пьесу на малой сцене, потому что история камерная, семейная. Но когда об этом узнал Петр Гладилин, то очень удивился. И даже высказался против, приведя как аргумент, что во всех театрах «Афинские вечера» идут на большой сцене и собирают большие зрительные залы.

«И мы подумали: действительно, это же комедия, – открыла секреты сомнений Марина Аничкова. – Да, лирическая, с элементами мелодрамы. Да, очень человечная, много в ней интимных моментов. Но комедия! В ней достаточно ярких взрывных и неожиданных для зрителя моментов. Я посмотрела один из спектаклей – в России их поставлено много – и поняла, что зрители действительно очень эмоционально воспринимают происходящее».

Поскольку речь в пьесе идет о музыкальной семье, в спектакле много классической музыки. А рояль стоит не только в квартире, но и «в кустах» – правда, изо льда.

«Нам очень повезло, что Сергей Александров согласился стать художником этого спектакля, – рассказала Марина Аничкова. – Его спектакли всегда отличаются многослойностью декораций, заполненностью каждого сантиметра сцены. И этот не будет исключением. Сценография станет настоящим открытием для зрителя. Скажу лишь об одном сюрпризе: на глазах зрительного зала зима в нашем спектакле превратится в лето».

Следует напомнить, что в прошлом сезоне зритель по достоинству оценил спектакль в постановке Марины Аничковой и Сергея Александрова «Вам возвращая ваш портрет», который и сегодня идет при аншлагах.

Хореографом новой постановки стала также известная зрителям по прежним работам Мария Грейф. В ролях заняты: заслуженная артистка России Фаина Охотникова (бабушка Анна Павловна Ростопчина), Ксения Зузнева (внучка Наташенька), Роман Чирков (друг Наташи), заслуженная артистка РФ Елена Дубовицкая (мама), Сергей Чикурчиков (отец).

Фотогалерея