«Два года сидела без ролей, а тут целых две большие роли привалило», - Фаина Охотникова не верит актерскому счастью, настигшему ее как раз накануне юбилея. Одну премьеру отыграли в середине февраля, а на подходе уже вторая. «Тяжело, работы много, - вздыхает Фаина Ильинична. – Но интересно!»
Театральные Штаны
- Вас случайно не в честь Раневской назвали Фаиной? – пока пристраиваюсь на гримерном столике, закидываю удочку.
- Что вы, - актриса машет рукой. - Я родилась в абсолютно простой семье, далекой от театра. Думаю, мои родители и не знали, кто такая Раневская, разве что в фильмах видели. Но у нас в Йошкар-Оле Фаин было много, там это распространенное имя, это тут редкость.
- Искушение провести параллели слишком велико…
- Проводили, согласно кивает головой. - . Как-то приехала в Йошкар-Олу, и мне показывают статью Димы Бавильского - он когда-то работал в нашем театре и написал статью про меня, она была размещена в журнале «Страстной бульвар», кажется. В статье было написано – «ее с Раневской роднит не только имя…»
- А что еще? – подначиваю собеседницу.
- Ну талант, конечно, - весомо, по-театральному растягивает Фаина Ильинична, подмигивает и хохочет над собственной персоной. (Хотя мысль свою Бавильский в той давней статье так и не пояснил, думаю, именно это автор имел в виду, несмотря на всю иронию нашей героини).
- Конечно, а как же в театре без таланта обойтись? Это же не бухгалтерия, и не библиотека…
- Легко! – мотает головой актриса. - И таких людей в театре много: всю жизнь проработали, а вспомнить про них нечего. Сидели, вздыхали, ждали – когда, наконец, репетиция закончится. Знаете, как таких актеров в театре называют? Штаны – тот, кто изображает партнера. Впрочем, и сейчас такие есть, и не только у нас, их и в Москве достаточно.
Иммунитет от заразы
В челябинском театре драмы Фаина Ильинична служит вот уже больше 40 лет с перерывом на творческий кризис (в конце 80-х).
- Был у меня сложный период в театре. Мама и брат звали обратно, в Йошкар-Олу, я бросила все и уехала. Восемь лет провела там. В драму пойти не захотела, год была руководителем кукольного кружка во Дворце культуры, тем более, что с кукольным театром уже знакома – удалось поработать сразу после школы. С ребятами сложились хорошие отношения, мы поставили спектакль. А вот с педагогами контакта не нашла. Они все боялись за какие-то показатели, вечно бегали, просили моих детей для массовки на свои занятия, - вспоминает юбиляр. - Потом перешла в кукольный театр, там все было замечательно. Ставили детские спектакли и ездили с ними по селам. Как-то приехали на фестиваль в Воронеж, там как раз был Вольховский (прим. Валерий Вольховский, режиссер челябинского театра кукол с 1977 по 1987 годы). Я заглядываю в кабинет, искала нашего режиссера, он меня увидел и спрашивает: «Это кто? Охотникова? Так она ж хорошая актриса, почему она у вас работает?» Наша режиссер даже обиделась. Ну вот, а потом мама умерла, я приехала в Челябинск к дочери, мне все говорят: «Возвращайся», подумала, пришла к Орлову (прим. Наум Орлов, режиссер челябинского театра драмы с 1973 по 2003 годы): «Возьмете?» В театр мы вернулись втроем: Готовцева, Степанова и я. Помню, еще капустник в союзе театральных деятелей в тот год на троих сделали.
За творческую карьеру Охотникова сыграла около 70 ролей.
- Любимая? – переспрашивает вопрос. - «Деньги для Марии», ох, но это было так давно.
Во всем этом изобилии преобладают роли второго плана – режиссеры видели в Охотниковой прежде всего характерную героиню.
- А теперь чего жалеть? Я пенсионерка, у меня в репертуаре пять спектаклей. Думаю: отправят на пенсию – а пойду! – (не первый год знаю Фаину Ильиничну, не устаю удивляться: за столько театральных лет не подцепила ни одного вируса от Актера Актерыча). - А тут две таких больших роли!
Спасение утопающих
Как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В преддверии юбилея актриса не стала ждать милостей от природы, в результате случай одарил ее дважды.
- Марина Юрьевна Аничкова, наша актриса, сейчас режиссурой увлекается, а у меня юбилей подходит, - начинает рассказ «от печки» Фаина Ильинична. - Я ей предложила: «Давай поставим «Персидскую сирень» Коляды.
- Вы поклонница Коляды?
- Боже упаси! Пьесы в него просто ужасные, но эта как раз ничего. Марина подумала, через некоторое время встречаемся, она мне дает пьесу «Афинские вечера»: «Почитай», - говорит. – «Вдруг понравится». Роль хорошая, большая, бенефисная, ох, но объемная! Но я согласилась. Вынесли на худсовет, пьесу одобрили, я бросилась читать, и тут мне звонят и вызывают на репетицию к Зыкову. Что за пьеса, какая роль – ни сюжета, ни режиссера я не знаю, пытаю Аничкову: «Режиссер тебя выбрал на роль, значит, наша работа откладывается». Почему меня выбрал? Он меня нигде не видел. Беру почитать «Девичник», а там героине за 50, представляете? Я режиссера спрашиваю: «Вы в возрасте разбираетесь? Мне-то уже 75 стукнуло. Вас это не напрягает?» - «Не напрягает».
Одиночество с пятью внуками впридачу
«Девичник над вечным покоем» - бенефис на троих. Три дамы далеко бальзаковского возраста, похоронив мужей, пытаются бороться с одиночеством каждая по-своему. Охотниковой в этой тройке досталась роль счастливицы – ее героиню выбирает единственный мужчина.
- Ида жила за мужем, как за каменной стеной, и когда его не стало, она как-то потерялась. А тут появился этот мясник Сэм, который проявляет какое-то участие, что-то доброе почувствовала и она, какое-то тепло душевное, родство душ, что ли, – рассказывает о роли актриса.
У Фаины Охотниковой есть потрясающее актерское, к тому же достаточно редкое качество: она органична на сцене, не убедительна, а именно органична. П большому счету ей не нужно доказывать и оправдывать свое пребывание на сцене, оно просто не вызывает у публики никаких вопросов, а уж тем более недоверия. Впрочем, как оказалось, это не исключает вопросов и недоверия к самой себе.
- Смотрю на коллег – Марина с Валей (прим. Марина Меримсон и Валентина Качурина, партнерши Охотниковой в спектакле «Девичник над вечным покоем»), такие уверенные, репетируют вовсю, а я не знаю, что с собой делать? Я долго не могла понять, почему моя героиня считает себя одинокой, если у нее пять внуков?! Когда родилась моя внучка, я полностью была ей увлечена. Менталитет совершенно другой. Потом - как в моем возрасте можно влюбиться? Девчонки, Марина с Валей, говорят: «ты влюбилась!» - нет, не влюбилась, это другое, духовное родство, когда радостно с кем-то просто поговорить, даже поругаться. Моя Ида и сама не знает, любовь ли это. Вот и режиссер подтвердил, что мы играем не про любовь, а про одиночество.
Слава нашла героя
- И как вам удалось убедить саму себя?
- Режиссер помог. Он выбрал хитрую политику - возьмет да и похвалит меня: «Ну просто красавица!» Я вся в непонятках – чего он на мне зациклился?
- Ну спросили бы..
- Неловко. А он все хвалит и хвалит. Потом, знаете, втянулась. Понравилось! А тут еще статью прочла о том, как где-то в Америке одна старушка 80 лет сбежала из дома престарелых к любовнику и целую неделю отсутствовала! – смеется собеседница и, спохватившись, сообщает. - После премьеры я все-таки спросила режиссера, почему он выбрал меня на роль Иды. Он показывает мою фотографию и говорит: «Улыбка у вас хорошая. И потом вы очень похожи на мою маму». Вот как все просто. Ну а сейчас я срослась с ролью, уже думаю и чувствую, как Ида.
После премьеры у Охотниковой появилась масса поклонников, в том числе и в театре.
- «Мы плакали, - говорят. - Почему? Мы ведь комедию играли! – А нам вас жалко», «когда в следующий раз будете играть этот шедевр» - спрашивают на полном серьезе, - пересказывает собеседница.
«Симулирую здоровье»
Практически без передышки началась работа над новым спектаклем – «Афинские вечера». Марина Юрьевна сдержала слово, и репетиции начались сразу же после премьеры.
- Здесь совсем другая роль: женщина дворянского происхождения, с очень необычной судьбой. Ее муж любил другую женщину, но когда она собралась от него уйти, объявил, что выбросится из окна. Конечно, она не поверила и ушла, а он действительно выпрыгнул. Вот они с любовницей на пару его потом выхаживали, и даже подружились. Потом ее репрессировали, они уехали за границу. Через много лет она приезжает к внучке, чтобы поклониться могилам этих людей. Премьера планируется уже в мае.
Так что собственное 75-летие Фаина Охотникова отмечает ударным трудом и сразу двумя премьерами.
- Тяжеловато, возраст все-таки. Как говорила Раневская, «симулирую здоровье». Зато из депрессии вышла: два года у меня не было ролей, а была депрессия.
- Юбилей будете отмечать в театре?
- Да, хотя больше люблю домашние праздники. Но боюсь, что в мою квартирку все не поместятся.
Бабуля, все будет нормально
За разговорами незаметно прошли два часа. Общаться с Фаиной Ильиничной невероятно легко: не нужно бояться, что кто-то до тебя об этом уже спрашивал, придумывать умных вопросов по работе над ролью и скрывать, что чего-то не знаешь. Она все понимает и абсолютно открыта для собеседника, впрочем, как и для партнера на сцене.
- О чем еще мечтается, Фаина Ильинична?
- Скажете тоже, - хмыкнула актриса. - Сейчас у меня главная забота – внучка, - и морщинки на лице разгладились при упоминании о родном человечке. - Беспокоюсь, что с ней будет?
- Пойдет по стопам бабушки?
- Нет-нет, - машет рукой та. - Актрисой она быть не хотела, хотела сразу режиссером. Я честно пыталась ее отговорить. Впрочем, когда она увидела требования для поступающих, что там нужно защищать пьесу, которую хочешь поставить, сразу дала задний ход. И я ее пристроила в кооперативный техникум, пусть учится.
- Ну, а в театр она ходит? «Девичник» смотрела?
- Нет, она любит веселые спектакли. «Бабу Шанель» смотрела шесть раз, еще «Хануму» любит. Пытаюсь ее чему-то научить. Сейчас боремся с классиками, не любит читать, ворчит: «Болван какой-то написал, а я мучаюсь». А болван-то – Пушкин! А ведь в детстве все поэмы Пушкина наизусть знала, - вздыхает бабушка. - Но я ее очень люблю, несмотря ни на что. И волнуюсь за нее, а она меня успокаивает: «Бабуля, все будет нормально».
-------------------------------------------------------------
Фаина Охотникова, заслуженная артистка России.
Закончила театральную студию при Приморском драматическом театре им. М. Горького (г. Владивосток, 1963 г.).
Служила в театрах Йошкар-Олы и Уссурийска.
В сентябре 1967 года стала актрисой Челябинского театра. Ровно через 20 лет покинула его, но в 1995 году вновь вернулась на сцену, ставшую родной.
В творческой копилке более 70 ролей. К 75-летию актрисы в театре сыграли премьеру спектакля «Девичник над вечным покоем».