Пьеса Александра Гельмана в театре имени Наума Орлова.
Двое не уходят со сцены ни на минуту в течение более чем полутора часов. И ничего в помощь режиссер спектакля им не дал: ни декораций (лишь длинная парковая скамья на фоне нейтрального цвета задника), весь реквизит — валяющийся единственный кирпич, музыка — звучащие в отдалении голоса Робертино Лоретти, Шарля Азнавура, Андриано Челентано — то, что было популярно из зарубежной эстрады в начале восьмидесятых…
Вечный диалог
Пьесы Александра Гельмана — одного из ведущих советских драматургов, не сходили со сцен большинства театров страны. Все написаны в десятилетие с 1974 по 1984 год. И нашего, тогда еще имени С. Цвиллинга академического театра драмы, они не миновали. Наум Орлов поставил «Протокол одного заседания» (1976 г.), Александр Созонтов — «Мы, нижеподписавшиеся» (1979 г.), Анатолий Морозов — «Наедине со всеми» (1981 г.), Игорь Перепелкин — «Зинулю» (1985 г.).
До «Скамейки», написанной в 1983 году и поставленной с тех пор более чем в тридцати театрах мира, дошла очередь только сейчас.
Никаких дат в пьесе нет, но все говорит о том, что дело происходит в годы, которые теперь принято называть временами застоя, хотя никаких социальных, политических проблем в этой пьесе Гельмана в отличие от остальной его драматургии не задето. Просто идет выяснение отношений между случайно встретившимися в городском парке мужчиной и женщиной: череда надежд, обманов, радостей, обид, разочарований… Вечный диалог между одинокими, ищущими понимания и, если повезет, любви.
Диалог вечный, но сделанный умно, талантливо, с поворотами неожиданными, заставляющими не отрываясь следить за цепочкой взаимных обид и прочих выяснений обстоятельств. И за тем, как раскрываются характеры вроде бы совсем обычных, не углубляющихся в мировые проблемы, а озабоченных лишь обыденными, повседневными делами, людей.
Поставил «Скамейку» приглашенный режиссер, заслуженный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского «Нашего Театра» Лев Стукалов, обладатель череды театральных премий и наград.
Среди многих его спектаклей есть и эта гельмановская пьеса. Поставленная в 2007 году в «Нашем Театре», она стала лауреатом X Международного фестиваля «Добрый театр» (лучшая режиссура) и дипломантом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» — в номинации «Лучший спектакль на малой сцене».
Перипетии чувств
В Челябинске Лев Стукалов поставил «Скамейку» с той же бригадой, что в Санкт-Петербурге: художник — лауреат Государственной премии России Александр Орлов, художник по костюмам Марина Еремейчева, хореограф Резеда Гаянова. А вот петербургских актеров на нашу сцену перенести было бы затруднительно, тех двоих, через которых режиссер мог бы передать сложные перипетии чувств, что составляют ход пьесы, надо было искать здесь, в местной труппе и найти такие индивидуальности, которые смогли бы не просто повторить рисунки ролей, уже найденные и опробованные режиссером семь лет назад для петербургской публики, но сделать их своими.
Драматург не дал своим искателям любовных приключений имен, обозначил их «он» и «она».
То, что Екатерина Зенцова — одна из интереснейших наших актрис, челябинцы, как мне представляется, знают. Участие в «Скамейке» — еще одно тому подтверждение.
А вот у Вячеслава Коченды работы, исполненной с такой самоотдачей и при этом точностью, как в «Скамейке», я лично не припомню.
Хорошая пьеса, изобретательная профессиональная режиссура, актерское мастерство… Совсем неплохо для театра, открывшего новый сезон в период очередного постановочного безвременья.