Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова

Сказка для взрослых

«Экран и сцена». Газета о театре и кино 19.05.2023 - автор Илья Губин
Фото Т.ЖУРАВЛЕВОЙ

Фото Т.ЖУРАВЛЕВОЙ

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова, недавно объявивший о масштабном ремонте большой сцены, зрительного зала и фойе, тем не менее продолжает не только прокат имеющегося репертуара, но и работу по выпуску новых спектаклей. По понятным причинам упор сделан на малую форму. Недавняя премьера “Андреева ночь” – из числа постановок времени перемен, именно так именуют в театре период ремонтов.

“Андреева ночь” – название, придуманное в театре для спектакля по тексту Романа Михайлова “Героин приносили по пятницам”. Широкой публике творчество писателя стало известно благодаря спектаклю Андрея Могучего “Сказка про последнего ангела” на сцене Театра Наций. В числе произведений, положенных в основу той работы, был и рассказ “Героин приносили по пятницам”. За спектаклем Театра Наций последовали постановки на сценах БДТ, РАМТа, “Мастерской П.Н.Фоменко” и других театров. Челябинская версия – одно из первых обращений к творчеству Михайлова театров за пределами российских столиц. Инсценировку рассказа специально для театра имени Наума Орлова написали Светлана Гиршон и Сергей Карпов.

В тексте первоисточника ощутимо влияние Саши Соколова, в особенности его “Школы для дураков”. Можно даже провести параллели между героями. Там был географ Норвегов, здесь – потомственный священник Леусь, образ директора школы для дураков Николая Горимировича Перилло перекликается с личностью врача психиатрической больницы, в обоих случаях имеется совершенно особенная возлюбленная, но главное – герой с открытой душой и психологической травмой. В творчестве Романа Михайлова прослеживаются несколько основополагающих тем: уход от реального мира, общение живых и мертвых, а также безумие как способ изменить реальность. Все они проступают и в тексте рассказа, и в ткани спектакля режиссера Сергея Карпова.

Жанр постановки обозначен как сказка для взрослых с романтической историей и счастливым финалом – действительно, история, придуманная Романом Михайловым, во многом следует схеме, описанной Владимиром Проппом в знаменитой работе “Морфология волшебной сказки”. Сергей Карпов придумывает для спектакля сложную театральную форму, в которой артистам приходится существовать на грани между психологическим театром и клоунадой. Герои выходят шаржированными, почти карикатурными, однако именно

эксцентричное актерское существование наполняет историю правдой жизни и позволяет увидеть многообразие мира и инаковость героев, не соответствующих представлению большинства о нормальности.

Спектакль играется в аскетичной сценографии Яны Гловацкой состоящей из больничных кроватей с панцирной сеткой, которые, трансформируясь, становятся окнами, дверьми, диванами. Доминанта декорации – стена из четырех поворотных секций: одна из сторон выкрашена в белый, другая – в черный цвет. На стену проецируются карандашные рисунки-воспоминания главного героя. По сути весь спектакль – это взгляд на мир глазами главного героя Андрея (Кирилл Корнев создает точный образ человека с внутренним надломом), его кукла-копия весь спектакль сидит на табурете на авансцене. Запоминаются едва ли не каждый исполнитель и образ: Сергей Исмаилов – Черный с его волчьими повадками и собачьей органикой; предельно обаятельный и максимально органичный Александр Бауэр в роли Игната; Екатерина Зенцова, которой удается быть включенной в ситуацию каждую секунду сценического времени, невзирая на отсутствие у героини текста; Алла Несова – экспрессивная и любвеобильная медсестра и водитель попутки; Дарья Сысоева – хрупкая и наивная Оксана; Михаил Зузнев – напористый Леусь.

“Андреева ночь” поставлена в жанре сказки, где зло, в лице таинственного человека, приносящего героин по пятницам, оказывается повержено, а торжество добра выглядит как любовная идиллия и долгая счастливая жизнь. Спектакль, сыгранный отличным актерским ансамблем, становится неожиданным для сегодняшнего дня месседжем о важности веры в сказку, о надежде на неминуемую победу добра.