Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова

О Науме Орлове

… И если дрогнули сердца, если проскочила между сценой и залом невидимая искра взаимопонимания, то из этого единения душ и родится это волшебное и непостижимое чувство – ТЕАТР! – Наум Орлов

Наум Юрьевич Орлов (20.02.1924 – 01.08.2003)

Родился в Чернигове, окончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого по специальностям «режиссер драматических театров» и «театровед». Начинал творческую деятельность в театрах Одессы, Киева; с 1965 по 1973 годы был главным режиссером Казанского Большого драматического театра им. Качалова. С 1973 года Н.Ю. Орлов возглавлял Челябинский государственный академический театр драмы: сначала в должности главного режиссера, с 1987 года – художественного руководителя.

За период 30-летней работы в Челябинске ему удалось вырастить, создать высокопрофессиональный творческий коллектив, способный решать самые сложные художественные задачи. Многие годы Челябинский театр драмы был известен в России как «Театр Орлова». Его театральные постановки всегда отличались безупречностью вкуса и профессионализмом высочайшего уровня. Режиссерский почерк Н.Ю. Орлова характеризовался приверженностью традициям русского классического, психологического театра. На челябинской сцене он поставил 45 спектаклей.

За выдающиеся творческие достижения Наум Юрьевич Орлов удостоен государственных наград:

ордена «Знак Почета», «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством» IV степени; медали: золотая медаль имени народного артиста СССР А.Д. Попова, «50 лет Вооруженным силам СССР», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»; почетные звания: «Заслуженный деятель искусств Татарии», «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Народный артист РСФСР», «Почетный гражданин города Челябинска», «Человек года»; премия правительства Российской Федерации имени Ф.Г. Волкова.

Первым моим спектаклем в Челябинске стал «Иосиф Швейк против Франца Иосифа». Мне намекали, что для режиссерской премьеры лучше взять что-то советское, прочное и крепкое по тем временам. Но я рискнул и дал возможность в этой работе всем актерам плясать, петь, одним словом, полностью раскрепоститься. Получилось.

 

Иосиф Швейк против Франца Иосифа», 1974 год Реж. Н. Орлов, заслуженный деятель искусств ТАССР Худ. Т. Сельвинская

Жанр спектакля критики определяли по-разному: эксцентрическая комедия, буффонада, цирк, мюзикл, трагифарс, — а это, помимо обычной актерской работы,– танец, пение специфическое сценическое движение, трюки, клоунада. В спектакле была занята почти вся труппа, и все блестяще справились с задачей. С этого спектакля началось тесное сотрудничество на челябинской сцене Н.Ю. Орлова с Т.И. Сельвинской. Художница выступила верным союзником режиссера в постановке спектакля, насыщенного фарсовыми образами и мизансценами. Это был спектакль-долгожитель, он не сходил со сцены 17 лет.

Завоевать зрителя – это значит каждый вечер в 19-30, открывая занавес, начинать глубокий и откровенный разговор о самых серьезных, может быть, самых сокровенных, подчас, если хотите, интимных проблемах, волнующих нашего современника… Мы видим перед собой большую благородную цель, ради которой хочется жить и работать – будить в сердцах людей самое лучшее, чистое, светлое. Мы хотим через эмоциональное воздействие подойти к разговору на самые животрепещущие темы.

 

К. Симонов «Русские люди», 1975 год. Реж. Н. Орлов, заслуженный деятель искусств ТАССР. Худ. В. Фомин

Патриотическая пьеса в трактовке Н. Орлова окрасилась глубоким лирическим чувством, драма великой войны слилась с личной человеческой драмой. Спектакль челябинцев был высоко оценен К. Симоновым во время гастролей театра в Москве в 1978 году: «…Театру удалось, создавая спектакль жесткий, “прорастить” сквозь него линию человеческих отношений, любви. А напряженность действия достичь не нагромождением батальных сцен, а внутренними средствами, которыми великолепно владеют почти все исполнители».

Очень часто ловлю себя на мысли, что живу странной, необычной жизнью. С помощью драматургов, своих товарищей-актеров я создаю на сцене какие-то варианты существования несуществующих человеческих судеб и характеров. Я-то знаю, что таких людей не было, а иногда просто и не могло быть, но каждый вечер многие сотни, а то и тысячи реальных людей приходят ко мне в театр и смотрят, внимают тому, что происходит на сцене, и соглашаются с этим, и благодарят нас за «святой обман». И так вот уже пять десятков лет.

Г. Горин «Тиль», 1975 год. Реж. Н. Орлов, заслуженный деятель искусств РСФСР Худ. Т. Сельвинская
«Тиль» - спектакль большой темы, больших и сильных героев. Мы стремимся подчеркнуть героическое начало произведения, пафос национально-освободительной борьбы. И, конечно, лиричность – тему любви и верности», - так определял суть своей постановки Н. Орлов.Шутовскую комедию, как ее назвал драматург, режиссер наполнил историко-эпическим народным содержанием, драматизмом. При создании образа главного героя он опирался на фольклорные сказания о нем , в Тиле, как и во всем спектакле, соединены сочный быт, юмор и высокая поэзия.

Меня часто спрашивают: по какому принципу вы формируете репертуар? Прежде всего, по возможности, из хороших пьес. Это значит: обязательно острые конфликтные отношения, без которых невозможно исследование природы человека (а это не главное ли в нашем деле?) и, опять-таки обязательное неблагополучие персонажей. Там, где все хорошо (если это вообще возможно), где нет «состава преступления», нет и драматического искусства.
И еще: много лет наш театр волновала тема несостоявшейся личности, тема «маленького человека» в ее развитии - от Чарли Чаплина до наших дней.

А. Гельман «Протокол одного заседания», 1976 год. Реж. Н. Орлов, заслуженный деятель ТАССР. Худ. Н. Гапонова, лауреат Государственной премии РСФСР
Спектакли «на производственную тему» были приметой своего времени. Однако даже публицистическая драма, если она улавливает динамичность человеческих связей, сложность жизненной проблемы дает основание для различных прочтений. Атмосфера спектакля, выбор героя, трактовка конфликта – все это было особое, «орловское», отличавшее челябинский спектакль от постановок других театров. Игровая площадка, замкнутая огромным окном во всю стену, высвечивалась лампой, льющей ровный свет и создающий образ операционной. Именно здесь происходит операция особого свойства – нравственная.

Я пытаюсь воспитывать прежде всего духовные качества и, конечно, любовь к театру, обязательность, интеллигентность – я всегда был уверен, что в театре должны работать только интеллигентные люди. Интеллигентность – это и есть обязательность, терпимость, доброта, понимание другого человека, а также многие христианские качества. Все это я пытаюсь воспитывать не только в студентах, но и в актерах при каждой встрече с ними. Мне кажется, в театре должны работать люди, обладающие чувством собственного достоинства, без которого творчество невозможно.

М. Горький «Егор Булычев и другие», 1977 год. Реж. Н. Орлов, заслуженный деятель ТАССР. Худ. В. Александров

Н.Ю. Орлову была очень близка драматургия М. Горького с ее тонким психологизмом и точностью социальных акцентов. Во всех своих спектаклях идейный смысл пьес он раскрывал через углубленное исследование человека и его индивидуальной неповторимости во всей сложности его социальных связей. Спектакль «Егор Булычев» Н. Орлов поставил как трагедию незаурядного человека, заблудившегося в жизни, не понявшего неумолимого поступательного хода истории. Обильный материал пьесы подчинен режиссерскому решению: размышлению жизни и о месте человека в ней.

Мой принцип в работе с актерами – доверие и понимание. Прийти с готовой схемой на репетицию и втиснуть собственный замысел – дело неблагодарнее и обреченное. Даже очень талантливый замысел может вызвать у актеров сопротивление. Признаю только сотворчество в процессе репетиции, потому что мне не слава нужна, а успех спектакля, его жизнь. Актеров очень ценю и люблю. Люблю со всеми их недостатками. Главное для меня в каждом из них то, что они мастера и так же, как я, самозабвенно любят театр.

В. Распутин «Деньги для Марии», 1979 год. Постановщик Н. Орлов, заслуженный деятель искусств ТАССР и РСФСР. Реж. Р. Сирозеев. Худ. В. Александров

Интерес Н. Орлова к творчеству В. Распутин вызван глубиной проблем его драматургических произведений. В его постановке драма «Деньги для Марии» - это серьезный разговор о главных богатствах человеческой души, это глубокое размышление об истинно нравственных критериях оценки людей, их взаимоотношений, это страстный спор о том, что есть добро и каким страшным бывает равнодушие.

Сквозь годы и исторические расстояния, спектакли и постановки мы сумели высоко пронести знамя классического искусства. За время своего существования театр драмы стал одним из важнейших центров духовного развития Челябинска, реальным средостением реальной культуры, душой крупного промышленного региона. Мы не боимся упадка интереса к сценическому пространству, конкуренции со стороны кино, телевидения или интернета: вряд ли что-то может помешать извечной тяге человека самовыражаться в режиме “реального времени”. Да здравствует Театр – вечно молодое и живое искусство!

В. Шекспир «Отелло», 1980 год. Реж. Н. Орлов, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР. Худ. Т. Сельвинская

Наум Юрьевич по особому, с трепетом, относился к творчеству Шекспира, в пьесах которого его привлекали не внешние театральные эффекты, не красочность и темперамент, а возможность показать глубину человеческого духа, трагедию столкновения душ, внутренний мир героев. Именно так он поставил спектакль «Отелло»: негромкий, тихий, лаконичный в характеристике среды и быта, - но предельно сосредоточенный на внутренних переживаниях героев.

Я всегда был предан русской драматургической классике. Чехов, Горький, Островский. Пожалуй, только первому везет на современной сцене. Горького, писателя и прекрасного драматурга, под разными, чаще всего недобросовестными предлогами пытаются столкнуть с корабля современности… Мы ставили их и будем ставить. Челябинский драматический театр без русской национальной драматургии существовать не может. Это его основа.

М. Горький «Фальшивая монета», 1981 год. Реж. Н. Орлов, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР. Худ. А. Абрамов

«Горьковская драматургия мне представляется сегодня особенно современной… она отличается глубиной исследования характера. И через него, характер сложный и противоречивый, раскрывается проблема, а не наоборот» (Н. Орлов). «Фальшивая монета» - этапная работа театра над сложной и во многом неразгаданной пьесой М. Горького. Это спектакль о трагедии существования людей в условиях парадоксов смутного времени. Философская глубина драматургии, сложность режиссерского замысла обеспечили спектаклю успех.

Мы сформировали труппу, которая способна решать самые сложные и разноплановые задачи. Сейчас мы можем обращаться к любому материалу. Рядом с опытнейшими артистами в театре работает много способной молодежи. Одна треть труппы у нас – молодые актеры! Они занимают все более и более ответственные творческие позиции. Это дает повод и право говорить о том, что театр не остывает, движется.

К. Тренев «Любовь Яровая», 1982 год. Реж. Н. Орлов, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР. Худ. Т. Дидишвили

Для открытия сезона в новом здании Н.Ю. Орлов выбрал пьесу «Любовь Яровая». Выбор не был случайным, режиссер решил по-новому прочесть пьесу, показать трагическую и разрушительную силу революции. Исторический конфликт раскрывался не через глобальное, а через личное, через трагедию двух любящих людей. Такая режиссерская трактовка задолго до перестройки была смелым шагом. Неслучайно спектакль получил разные оценки: от недоумения, отрицания до резкой критики и даже обвинений в «изничтожении» классика, а в конце концов признания и высокой награды – золотой медали им. А.Д. Попова.

Мы работаем над классикой, потому что ощущаем, что зрителю сегодня нужна высокая драматургия, поднимающая извечные вопросы жизни, несущая мощные характеры, сильные эмоции… Для меня главное – чтобы каждый новый спектакль сопровождался поиском, чтобы все работали на творческом «нерве» и свежие творческие силы постоянно вливались в коллектив.

А. Пушкин «Маленькие трагедии», 1984 год. Пост. Н. Орлов, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР. Реж. В. Мещанинова. Худ. Т. Сельвинская

Новаторство Н. Орлова состояло в том, что он не только уловил природу поэтического условного спектакля, но и воплотил ее на сцене, создав спектакль пронзительный и трепетный. По замыслу художника Татьяны Сельвинской, на сцене господствовал белый цвет. Магия белого цвета возносила участников спектакля и зрителей к сияющим вершинам пушкинской поэзии. Без преувеличения можно сказать, что этот спектакль, не отмеченный особыми наградами, не отличавшийся продолжительной жизнью на сцене, был одной из лучших постановок в истории театра.

Я очень люблю актера. Актер требует любви и чувствует ее. У него всегда очень сложное положение, он всегда хочет много работать и никогда не виноват, что мало занят в репертуаре. Понимать это и быть художественным руководителем – очень тяжелое бремя.

В. Шекспир «Король Лир», 1986 год. Реж. Н. Орлов, народный артист РСФСР. Худ. Т. Дидишвили

«Король Лир» был задуман Н. Орловым как громкий и масштабный спектакль. Он изобиловал массовыми сценами, имел мощное музыкальное и шумовое сопровождение, фактурным и лаконичным было оформление сцены – все подчеркивало пафос шекспировской трагедии, отражало вечный ход человечества: через бездны и падения к прозрению и вершинам человеческого духа. Однако режиссеру удалось глубокое философское обобщение в эпическом спектакле соединить с лирическими переживаниями героев.

Если мы понимаем под академизмом научную сухость и чопорность, то… театр не может существовать в таких условиях. Боже сохрани! Если так понимать академизм, то не надо нам никаких академических театров. Театр – это открытость. Театр – это радость. Театр жизнеутверждающ. Он академический в том смысле, что обязан и комедию ставить на высочайшем уровне.

 

А. Островский «Лес», 1987 год. Реж. Н. Орлов, народный артист РСФСР. Худ. Т. Сельвинская

«Островский – один из самых современных авторов. И говоря сейчас о недостатках нашей жизни, об эпохе застоя, мы должны признать, что жили в лесу, в том самом, который показан Островским», - в этих словах Н.Ю. Орлова и его отношение к классике, и объяснение выбора пьесы для постановки. Спектакль еще раз продемонстрировал высокий уровень челябинской труппы, игру актеров критики определили как «естественную и благородную».

Многие ставят эту пьесу Николая Эрдмана  в стилистике «Клопа». Как фельетон. На самом деле это глубочайшее, философское произведение. Что за человек Подсекальников? Что есть в нем такого, что мы им интересуемся? Дело, оказывается, в том огромном мире, который он в себе сконцентрировал, всю эту боль и лирику маленького человечка.

Н. Эрдман «Самоубийца», 1989 год. Реж. Н. Орлов, народный артист РСФСР. Худ. Т. Дидишвили

Сложная для постановки пьеса Н. Эрдмана – это то художественное пространство, в котором режиссер ищет ответы на самый сложный вопрос о жизни и смерти. Сюжетная история о самом обыкновенном маленьком человеке приобрела черты философской притчи. В спектакле смешаны реальность и условность, правда и иллюзия, явь и небыль – грань между ними неуловима. Душевная тонкость актера А. Мезенцева помогла ему раскрыть на сцене драму Подсекальникова – маленького человека, взвалившего на себя непосильную ношу, но сумевшего вырваться из пут смерти, а фактически – эпохи.

Сегодня люди обременяют себя добыванием богатства или хождением во власть. Мне этого ничего не нужно. Много лет тому назад я обременил себя искусством, театральным искусством. Один из гениев человеческой деятельности как-то заметил, что жизнь – это театр. Мне посчастливилось – театр стал моей жизнью. Я построил его и каждый день благодарю Бога за то, что хочу и могу в нем работать.

М. Булгаков «Зойкина квартира», 1990 год. Реж. Н. Орлов, народный артист РСФСР. Худ. Т. Дидишвили, заслуженный деятель искусств РСФСР

Пьеса М. Булгакова – история о том, как некая Зоя Пельц устроила под видом пошивочной мастерской дом свиданий. За фельетонным сюжетом, смешным текстом Н.Ю. Орлов разглядел драму, трагедию времени, историю любви на осколках разрушенной жизни. Примитивная фабула пьесы открыла для режиссера безграничные возможности интерпретации, додумывания, расстановки акцентов. В спектакле много смешного, и в то же время он пронизан драматическим напряжением.

Мережковский обладает очень глубоким и очень чувственным представлением о Древней Руси, то есть Руси допетровского времени. А понять ее вне подлинного понимания православия почти невозможно… Ощущение царевичем Алексеем православия как веры глубоко демократичной, человечной, объединяющей народы, было для меня очень важным и современным в материале «Антихриста».

Д. Мережковский «Антихрист», 1991 год. Реж. Н. Орлов, народный артист РСФСР. Худ. Т. Дидишвили, заслуженный деятель искусств РСФСР

Работая над инсценировкой романа Д. Мережковского «Антихрист», Н. Орлов выделил в ней главную линию: Алексей и Петр. При этом он избежал соблазна окунуться в историческую атмосферу петровского времени. Его интересовал не исторический, а нравственный аспект сюжетной линии. Режиссер не судит ни Петра, ни его сына, поэтому название «Антихрист» - одно на двоих, на две единые по природе натуры, выросшие из одного корня, одной исторической основы.

Я убежден, что искусство не должно быть тенденциозным, иначе оно вновь начнет обслуживать кого-то. Но оно не должно быть и объективистским, чтобы не пойти на поводу у настроений своих создателей.

А. Островский «Женитьба Белугина», 1994 год. Пост. Н. Орлов, народный артист России. Реж. Е. Ланцов. Худ. О. Петров

Взяв для постановки одну из популярнейших пьес А. Островского, Н.Ю. Орлов решил построить спектакль предельно просто, близко авторскому замыслу, не стремясь блеснуть режиссерскими новациями и находками. А в результате получился спектакль удивительно современный, актуально звучали тексты Островского, написанные в 19 веке. Режиссер добился установления доверительного контакта со зрителями – спектакль отвечал их самым глубинным запросам и стремлениям. Неслучайно спектакль был представлен критикам, присуждающим.

Раньше я не ставил Чехова, так как я не знал как… Сейчас же я нашел в нем нечто созвучное нынешнему расположению своей души. Кроме этого, в процессе работы я понял о Чехове одну важную, формообразующую вещью. Из-за этого, кстати, я злюсь, читая книги о поэтике Чехова. Когда традиционные исследователи говорят о его любимых героях, возникает образ душки Чехова. На самом деле он же совсем другой. Жестокий и суровый автор, разоблачающий своих персонажей, буквально глумящийся над ними.

А. Чехов: «Безотцовщина», 1996 год. «Дядя Ваня», 1998 год. «Вишневый сад», 2000 год. Реж. Н. Орлов, народный артист России. Худ. Т. Сельвинская, заслуженный деятель искусств России

Совместный проект Н.Ю. Орлова и Т.И. Сельвинской «Театр Чехова» предполагал постановку всех пьес великого русского драматурга на малой сцене в одних и тех же декорациях. «Именно такой подход – одна декорация на все спектакли, одни и те же актеры – позволяет проследить развитие в пьесах важнейших чеховских лейтмотивов», - так определял суть проекта сам режиссер.

Я действительно смотрю на будущее с оптимизмом, а иначе как же тогда жить и работать. Безусловно, сейчас в жизни происходят страшные явления, особенно в национальных вопросах, которые никогда в истории насильственно не решались. Но единение обязательно последует. … Да и вообще, когда в России было легко? Вот, например, про кризис театра говорили всегда, предрекали ему скорую гибель. А ведь нет – живет же он и старается выстоять. И я уверен – выстоим, не канем в Лету, в ту бездну, в которую мы сегодня с великим испугом заглядываем.

Г. Горин «…Чума на оба ваши дома!», 1998 год. Реж. Н. Орлов, народный артист России. Худ. Т. Сельвинская, заслуженный деятель искусств России

Трагикомедия «…Чума на оба ваши дома!» стала визитной карточкой театра на рубеже двух столетий. «”…Чума на оба ваши дома!” - очень непростая пьеса. Только сейчас, нехотя, она открывает для меня тайны и тайные повороты. Актеры уже поняли, что это странная, необычная вещь. В работе над освоением сложного текста как раз и происходит школа действенного театра, бурение скважин глубокого залегания. Хотя, с другой стороны, все это, возможно, наш взгляд, а не автора. Но я знал, что именно такая работа сейчас нужна и важна для нашего театра» (Н.Ю. Орлов).

Жизнь не стоит на месте. Для меня работать – значит жить. Когда за твоей спиной целый театр, десятки одаренных, уникальных людей, нельзя расслабиться ни на минуту. Именно это помогает мне держаться на плаву, быть в форме. Десятки спектаклей, сотни ролей, которые нужно пройти от начала до конца… Тяжкий и благословенный труд. А сколько еще будет совершено и сделано – для людей, для театра, для города… Очень важно ощущать свою востребованность, заполненность каждого дня, каждого мига. Именно поэтому я считаю себя счастливым человеком.

 

М. Горький «Последние», 2002 год. Реж. Н. Орлов, народный артист России. Худ. О. Петров

А.М. Горького Н.Ю. Орлов считал одним из любимых своих авторов, а пьесу «Последние» - одной из самых глубоких и современных. И ему удалось создать спектакль удивительно современный. Драма семьи в контексте драмы общества, разрушение семейных ценностей – все эти проблемы помогли режиссеру показать, как отсутствие нравственности разрушает устои, отсутствие любви превращает людей в бездушные и бездуховные существа. Чистота жанра, предельная самоотдача актеров на сцене позволили Н.Ю. Орлову представить прекрасный образец глубокого русского психологического театра.